Камень с неба

К Земле летит 600-метровый астероид, от которого невозможно защититься. Приходится уповать на авось

Это случится в последний день октября, аккурат на Хэллоуин: небесное тело пройдет в тревожной близости от Земли. Скорее всего, ничего страшного не случится, успокаивают ученые. Но траектория движения этого космического объекта плохо предсказуема, а значит, никто в точности не знает, куда его может занести.

«Камешек» диаметром до 600 метров мчится на огромной скорости - 35 км/c. Челябинский метеорит, наделавший шума в феврале 2013-го, по сравнению с этой махиной - сущий карлик: его размер не превышал 17 метров, а двигался он всего со скоростью 19 км/с.
- Предположительно астероид пройдет в 499 тысячах километров от нашей планеты. Это не страшно. Опасно, когда небесное тело входит в сферу гравитационного влияния Земли - на расстояние порядка 80 - 10 тысяч километров. Думаю, в этот раз все обойдется, - рассуждает ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Лидия Рыхлова.
- Небесные объекты недалеко от Земли появляются регулярно, так что опасность столкновения есть всегда. Будь челябинский метеорит чуть больше, он наверняка долетел бы до Земли. Страшно представить, каких бы бед он еще натворил. Вы только представьте: при падении 20-метрового тела радиус поражения - почти 100 км в длину и 50 в ширину - а это примерная площадь Новой Москвы.

В фильме «Армагеддон» (на фото герои Бена АФФЛЕКА и Лив ТАЙЛЕР) астероид-гигант уничтожили атомной бомбой

Первые на Луне

Нынешнего посланца небес, названного 2015 TB145, астрономы обнаружили еще 10 октября благодаря роботам-телескопам системы Pan-STARRS, разработанным NASA, - они расположены на Гавайях. Информация о потенциальной опасности стекается в Международный астрономический союз и к тому же появляется в Сети с призывом ко всем обсерваториям мира подключиться к наблюдениям и немедленно отреагировать в случае получения новой информации.
Такова практика обмена данными в научном мире. Но мы, к сожалению, активно участвовать в этом процессе не имеем возможности.
- Наши телескопы небольшие, их проницающих сил не хватает для таких наблюдений, - сетует Рыхлова. - А у американцев двух- и шестиметровые широкоугольные телескопы создавались с конкретной целью - защитить Землю от падения небесных тел. Это направление стало развиваться в конце прошлого века, когда были открыты астероиды нового класса. Они потенциально опасны, так как находятся близко к нашей планете. И скорость движения у них выше, чем у крупных астероидов, вращающихся в основном между Марсом и Юпитером. У тех движение традиционное, есть орбиты, так что они ведут себя вполне предсказуемо.

Скорее всего, после разрушительного столкновения от мегаполисов не останется даже развалин

В 1998 году NASA профинансировало программу, которая разрабатывалась с одной целью: открыть за ближайшие десять лет все астероиды крупнее одного километра. Считается, что 95 процентов таких астероидов попали в поле зрения исследователей. В следующем десятилетии - с 1998 по 2008 год - американцы решали очередную задачу: открыть максимальное количество более мелких астероидов - диаметром 150, 300 метров. Эти разработки финансировал госдеп США.
А в Российском космическом агентстве такие проблемы не значились и, насколько я знаю, не рассматриваются сегодня. Наши обсерватории едва выживают, словно возможная угроза с неба нас не касается. Конечно, мы стараемся что-то делать. Пытаемся получать гранты, проводить совместные программы, эксперименты ставить, но почти все в инициативном порядке. Да и в познавательных целях это стало никому не интересно. В школах отменили астрономию. В результате многие не понимают элементарных законов окружающего мира. Меня поражает: люди даже не знают, что первый аппарат, достигший Луны, был советским. «Лунник-1» опустился на ее поверхность 2 января 1959 года - за десять лет до американских «Аполлонов». Этот факт теперь почти не вспоминают.

Операция «Перехват»

Несколько лет назад научными коллективами в разных странах разрабатывались проекты «антиастероидных щитов» - систем перехвата потенциально опасных для Земли небесных тел. Испанские ученые предложили программу «Дон Кихот» - в ней должна была участвовать и Россия. Наш «Союз» планировали использовать как носитель, который доставит к астероиду два космических корабля. Один из них, «Санчо», исследует объект, уточнит траекторию его движения. После чего к нему приближается другой, «Идальго» более тяжеловесный, который, разогнавшись, сталкивает его с курса. Целью упреждающей атаки становились астероиды диаметром от 300 метров. Запускать же убойные аппараты предполагалось на расстояние до 200 миллионов километров.

Метеорит под Челябинском спровоцировал мощную ударную волну, дважды обогнувшую земной шар. Кадр: Youtube.com

Американцы, в свою очередь, разрабатывали технологию изменения орбиты потенциально опасного небесного тела. Они намеревались создать мощный космический корабль с ионным или плазменным двигателем, который должен был опробовать свои возможности на удаленных объектах, не представляющих опасности.

Тунгусская катастрофа остаётся одной из загадок XX века. Фото: Gogetnews.info

- Несмотря на многочисленные расчеты, нет стопроцентной уверенности в том, что астероид после воздействия направится в нужную сторону, - считает Рыхлова, следившая за разработками заокеанских коллег. - Наши специалисты из НПО им. Лавочкина и ЦННИ машиностроения трудились над созданием «бесконтактных технологий» воздействия на астероиды. Рассчитывали сбивать небесные тела с курса, концентрируя с помощью зеркала солнечную энергию на их поверхности - испарения, вызванные тепловым воздействием, должны были сместить траекторию. Еще планировали разрушать астероиды, применяя межконтинентальные ракеты. Но все эти разработки так и остались фантастикой.

Форпост цивилизации
Роскосмос и Европейское космическое агентство (ЕКА) в ближайшие пять лет намерены создать на Луне постоянную базу, обеспечивающую всем необходимым астронавтов, которые прибудут на спутник.
- В XXI веке Луна станет форпостом цивилизации, и наша страна должна в этом участвовать, - уверен заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов.
На первом этапе на Луну отправят посадочный модуль, который должен установить, есть ли там полезные ископаемые и вода.

Разберемся в терминологии
* Астероид - относительно небольшое небесное тело неправильной формы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Может иметь спутники.
* Болид - очень яркий метеорит больших размеров.
* Комета - кусок льда и камня, прилетающий из внешней части Солнечной системы, при приближении к Солнцу образующий хвост из газа и пыли.
* Метеорит - небольшие фрагменты небесных тел, состоящие из камня и железа, падающие на поверхность Земли из межпланетного пространства.
* Метеор - астероид или любое другое небесное тело, которое попадает в атмосферу Земли и сгорает в ней. Метеорами часто становятся частицы «космического мусора» - обломки отработавших свое искусственных спутников и другого оборудования. Они представляют опасность для космических летательных аппаратов, пробивая их насквозь. Как пел Высоцкий: «На этих скоростях частица обретает силу пули».
* Метероид - частицы комет или астероидов, значительно меньше астероидов. Когда они влетают в атмосферу и сгорают, становятся метеорами.

автор