Как заработать миллиарды долларов на перепродаже китайских батареек

Илон Маск - харизматичный, в самом расцвете сил мужчина с $12 миллиардами в кармане

Илон МАСК - харизматичный, в самом расцвете сил (28 июня стукнет 45) мужчина с $12 миллиардами в кармане. Владелец успешных компаний, производящих высокотехнологичные штуки. Власти восхищаются его проектами и легко дают на них деньги. Кроме того, этот человек - кумир наших оппозиционеров, ведь он предоставляет им повод вопить: «В России ничего не умеют, а вот как надо создавать технологии будущего!» Вероятно, именно поэтому его так ждут на Петербургском экономическом форуме, куда Илона пригласил лично Роман АБРАМОВИЧ. Маск, правда, пока не отвечает. Наверное, не хочет делиться секретами успеха.

Если внимательно изучить биографию Илона Маска, станет ясно: основные его заслуги - харизма и умение убеждать. Остап Бендер наших дней и последователь Стива Джобса, продающий мечту и чувство сопричастности к великому. На самом деле он ничего нового не придумал, просто умеет правильно подать идеи - даже не свои, а почерпнутые из фантастических фильмов и книжек. Это как голливудские блокбастеры: никакой логики, зато красиво.

Молодой, да ранний

Первым достижением Илона Маска называют создание компьютерной игры «Blast Star» в десять лет (или 12, версии отличаются). Десять лет Маску исполнилось в 1981-м, о сложности игр того времени говорить не приходится. Мало того, «Blast Star» была клоном легендарной «Space Invaders», которую придумал японец Томохиро Нисикадо. О других успехах Илона в написании программ никто не слышал.

Зависшие деньги

Маска называют основателем платежной системы PayPal. Это не так. Ему с партнерами принадлежала компания «X.com», которая пыталась специализироваться на электронных денежных переводах. Убыточную фирму вместе с десятком подобных купила «Confinity»: контора, создававшая программное обеспечение для наладонников и параллельно налаживавшая сервис для быстрого перевода денег - вот где придумали PayPal. Но это первый раз, когда Маск сумел красочно расписать перспективы. Настолько, что его поставили руководить маркетинговым отделом (заметьте, не техническим). Платежная система быстро становится популярной. Кто пользовался, знает, как часто на счетах PayPal зависали деньги и сколько она драла за перевод. Но альтернативы не было. Уже раскрученную систему позже перекупил за $1,5 миллиарда интернет-аукцион eBay. Илон Маск получил за свою долю $22 миллиона.

Чистые помыслы

Создание компании «Tesla» и идею серийно производить электрические автомобили также приписывают нашему герою. Хотя основали фирму инженеры Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Но именно с появлением Маска вокруг электромобилей поднимается шум: дескать, это транспорт будущего, экологически чистый, супертехнологичный и дешевый. Оно, конечно, миллиардеру цена в $100 тысяч и больше - копейки. Но пока «Tesla» могут позволить себе лишь богатые и знаменитые в качестве еще одной игрушки в свой гараж. Ладно, пусть дорогой, но ведь современный и экологически чистый!

- Где получают электричество? На электростанциях, - разобраться с техническими тонкостями мне помогает профессор, доктор физико-математических наук Виталий Сергеев. - Аккумуляторы «Tesla» - это собранные в модули нужной мощности обычные литий-ионовые батарейки на 3,7 вольта. Не самая чистая вещь. Кстати, их «Tesla» закупает в Китае, где они давно используются в электротранспорте - автобусах, автомобилях и скутерах. Только стоят дешевле. Что касается технологий электрических авто, они все давно придуманы и отработаны, «Tesla» ими только пользуется. Гений Маска в том, что он очевидное выдает за невероятное. Например, «гениальное» решение - аккумулятор размещен внизу, на стойке шасси. Помилуйте, а куда его девать? Сзади багажник, спереди опасно - при ударе батарейки загорятся. Их на всех электромобилях так устраивают. Или вот «уникальные задние двери конструкции «ласточкино крыло», которая из-за своей сложности не применяется ни в одном из серийно выпускаемых сейчас автомобилей». «Назад в будущее» смотрели? «ДеЛориан» выпускался серийно, и это 1980-е годы. И с суперзарядками он наврал. Обещал подзаряжать аккумуляторы быстро и бесплатно, потому что от солнца (есть ведь еще компания «SolarCity», перепродающая китайские солнечные батареи, которой владеют кузены Маска). Однако оказалось, что таких модулей нужной мощности не существует. Поэтому приходится подключаться к городской электросети, а это уже совсем не бесплатно и вовсе не быстро. Короче говоря, ни одну из проблем электромобилей - дороговизна, малый запас хода, слишком тяжелый аккумулятор, который нужно долго заряжать, в «Tesla» за 13 лет не решили.

Рекламные ролики проекта «Hyperloop» завораживают. Только это «изобретателю» и нужно: огорошить, взять деньги из бюджета и… всё

Рекламные ролики проекта «Hyperloop» завораживают. Только это «изобретателю» и нужно: огорошить, взять деньги из бюджета и… всё

Заряди себе сам

Илон очень любит солнечные батареи - идея халявной энергии его заводит. В 2015 году миллиардер анонсирует супербатарейку «PowerWall». Мол, вешаешь блок на стену в доме, и он, когда надо, расходует энергию, когда не надо, копит, запитываясь от солнца или ветра. Экономично и экологично.

- В рекламе «PowerWall» от нее авто заряжают: батарейка в 7 киловатт питает аккумулятор на 85, но кто об этом задумывается, - сетует Виталий Сергеев. - Кроме $3,5 тысячи на сам «PowerWall», вам придется перестроить всю сеть в квартире или доме, воткнуть во дворе ветряк или установить солнечные батареи, добавить защитный и охлаждающий блоки. И помещение отдельное, безопасное - не дай бог герметичность батареи нарушится, литий-ион горит за милую душу. Ну и батарейки придется периодически менять. Тоже денег стоит. В Институте исследований энергетики США подсчитали, что окупится эта затея лет через 40.

Но реклама подействовала, люди понесли деньги Маску, обещавшему продать им супербатарею «через несколько месяцев». Дело было в мае прошлого года. В феврале некий американский репортер на месте завода, где должны были производить «PowerWall», запустил беспилотник с камерой. Оказалось, что цеха пусты, оборудования нет, даже крыша не достроена.

- Где батарейки, за которые мы заплатили? - спросили обманутые.

- Первая версия оказалась настолько удачной, что ее выкупили оптом. Ждите второй - в августе, - на голубом глазу ответил Маск.

На британской актрисе Талуле РАЙЛИ Илон женился дважды. После обоих разводов она получала хорошую компенсацию

На британской актрисе Талуле РАЙЛИ Илон женился дважды. После обоих разводов она получала хорошую компенсацию

Через тернии к звездам

Еще одно детище «изобретателя» - компания «SpaceX». Регулярно заполучая гранты от NASA, она работает над проектами многоразовых ракет-носителей. Правда, вернуть после запуска первую ступень целой, чтобы использовать еще раз, им ни разу не удалось. Однако все неудачи подаются с неизменным оптимизмом, и никто не кричит о бессилии американской космической науки.  

- В данном случае Маск использует новый принцип, - объясняет наш эксперт. - Российский «Буран» и американский «Шаттл» приземлялись с помощью тормозного парашюта, его Falcon тормозит двигателем. Это значит, что он должен тащить туда и обратно огромный запас топлива. Заботимся об экологии?

Дело труба

Самая завиральная на сегодняшний день из идей Илона - сверхскоростная дорога Hyperloop. Вкратце суть такова: есть труба, в ней на магнитной или воздушной подушке мчатся поезда-капсулы со скоростью, приближенной к звуковой. Внутри трубы поддерживается форвакуум - состояние, близкое к вакууму, то есть сопротивление воздуха не мешает развивать нужную скорость. Интервал между поездами 30 - 60 секунд, а питаются они - угадайте - правильно, от солнечных батарей.

Считается, что МАСК - прототип железного человека в исполнении Роберта ДАУНИ-младшего

Считается, что МАСК - прототип железного человека в исполнении Роберта ДАУНИ-младшего

- В журнал «Техника молодежи» и то реальнее проекты присылали в свое время, - Виталий Сергеев безжалостен к Маску. - Создание форвакуума в длинной трубе требует большого количества мощных насосов. При этом она должна быть абсолютно герметична, а на станциях придется устраивать помещения с нормальным давлением для входа и выхода пассажиров. Для воздушной подушки нужно нагнать воздух под капсулу - как это сделать в форвакууме? А магнитную подушку от солнечных батарей не запитаешь - не хватит мощности. Теперь безопасность. Представьте: один поезд летит за другим с почти звуковой скоростью (300 м/с) и с интервалом в минуту. Случись что, где ему тормозить? Да они налетят друг на друга и сомнутся в гармошку. А на это, отвечает скептикам вроде меня Илон Маск, у нас есть сверхсекретный материал вибраниум. Он в восемь раз легче алюминия, но в десять раз прочнее стали. Мы сделаем из него капсулы, и в случае аварии он не повредится, давление внутри останется нормальным. Вы еще верите этому мечтателю? Тогда напомню, что вибраниум - выдуманный материал, из которого сделан щит героя американского комикса Капитана Америки.

Прикинь!

Русский изобретатель Ипполит Романов в 1899 году создал первый электрический омнибус на 17 пассажиров.