Наши алтайские предки были не по векам умны

В знаменитой Денисовой пещере на Алтае учёные нашли мраморное кольцо и швейную иглу

Наши алтайские предки были не по векам умны, поэтому не воевали, а дружили с неандертальцами!

В знаменитой Денисовой пещере на Алтае ученые нашли мраморное кольцо и швейную иглу. Предполагаемый возраст их - 50 тысяч лет! Это еще одно доказательство того, что так называемые денисовские люди, поселившиеся на родине Василия Макаровича ШУКШИНА около двух тысяч веков назад, были более продвинутыми, чем их современники - неандертальцы и гомо сапиенс.

Вначале - о неандертальцах. Они отнюдь не были «полуживотными». Обладали развитым эстетическим чувством, красили лица, мастерили украшения. «Со студенческой скамьи у меня было какое-то особое отношение к неандертальцам. Они представлялись мне настоящими землепроходцами, которые мужественно осваивали северные широты. Думаю, если бы европейского неандертальца можно было сводить в салон к модному парикмахеру, надеть на него фрак и шляпу, то он, наверное, хотя и не смог бы дирижировать оркестром, но слушал бы музыку Вивальди с большим удовольствием», - уверен академик Анатолий Деревянко.

Бьётся в тесной пещерке огонь… Денисовцы, как выяснилось, жили дружными семьями. Вместе воспитывали детей, равномерно распределяли домашние обязанности, ухаживали за старыми и больными. Некоторым нашим современникам у древних алтайцев поучиться можно

*  *   *

Размер мозга малыша-неандертальца при рождении, 400 куб. см, идентичен размеру мозга новорожденного гомо сапиенс. Неандертальцы успешно охотились, лечились лекарственными травами, а покойников хоронили в земле, положив на могилу цветы. Они умели добывать огонь из искры, используя порошок диоксида марганца. Знали, что вареная пища вкуснее сырой, и, кроме грубо прожаренного мяса, употребляли в пищу древние дикорастущие злаки и бобы.

*  *   *

«Футбольных фанатов, громящих трибуны, или политиков, оправдывающих реакционные взгляды, журналисты часто называют неандертальцами. Это совершенно несправедливо по отношению к древним людям, которые были весьма развитыми в социокультурном смысле существами», - отметил профессор Крис Стрингер, палеонтолог Музея естественной истории в Лондоне.

*   *   *

Между тем так называемый денисовский человек, останки которого нашли в знаменитой пещере на Алтае, превосходил по многим параметрам неандертальцев и гомо сапиенс! Денисовцы могли не только затачивать орудия труда и делать сложные ювелирные украшения. У них были гены, помогавшие понять «что такое хорошо, а что такое плохо». Ученые доказали, что в определенный момент истории денисовцу на Земле не было равных, хотя в физической силе он уступал неандертальцу.

В этом районе Алтая в течение многих веков происходило скрещивание неандертальцев, гомо сапиенс и денисовских людей. «Насколько этот процесс происходил добровольно, неизвестно, - говорит директор Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков, - но по данным палеонтологов, они скорее дружили, чем воевали».

Подземная энциклопедия

Денисова пещера очень комфортно приспособлена для обитания человека. Небольшой коридор отделяет центральный зал от предвходовой площадки. Над центральным залом - метровое отверстие, через которое проникает свет и свободно выходит дым от костра. На юг и восток от зала идут две просторные галереи.

Фото с сайта ayda.ru

Фото с сайта altayer.ru

Далекий предок

Предшественником неандертальца считается так называемый гейдельбергский человек. Череп его был похож на обезьяний, с огромными зубами. Рост достигал 1,5 м! С каменными топорами иногда охотились на медведей и слонов, предпочитая все же каннибализм. Последнее племя гейдельбергцев вымерло 350 тыс. лет назад на территории современной ФРГ.

Жестокая традиция

Ученые, нашедшие в Денисовой пещере фалангу девичьего пальца, ничего не смогли сказать о судьбе его обладательницы. Но вот что любопытно. У ближайших родственников денисовцев - современных папуасов - сохранился древний обычай, который подметил еще русский исследователь Николай Миклухо-Маклай. Женщины отрубают себе фалангу пальца, когда теряют кого-то из близких. И в наши дни в деревнях Папуа - Новой Гвинеи можно часто встретить беспалых старушек.

АРХЕОЛОГА ПАРАЛИЗОВАЛА БЕЛАЯ ДАМА

Первый зампредседателя Госдумы РФ Александр ЖУКОВ рассказал газете «КоммерсантЪ» эту историю, которая прекрасно завершит наше краткое знакомство с Денисовой пещерой и ее обитателями:

- Я давно слышал, что Алтай - колыбель человечества, и решил побывать там. Заехали мы с женой и в знаменитую пещеру. Некоторые истории о ней связаны и с относительно недавним прошлым. Например история про Белую даму. Во времена Гражданской войны один из бандитских отрядов напал на проезжавшую семью предводителя местного дворянства. У предводителя была дочь, которая приглянулась атаману. И он решил жениться. Сыграли свадьбу в деревне неподалеку. А в ней у бандита, оказывается, уже была другая невеста. Так вот, брошенная девушка подпоила всю банду, а дворянку решила похитить и избавить от нежеланного мужа, а заодно и вернуть своего жениха. Так и сделала. Когда банда проспалась, то пустилась в погоню.

В районе Денисовой пещеры догнали беглянок. Деревенскую убили на месте, а над дворянкой долго издевались, потом загнали ее в один из рукавов пещеры, связали, легли спать. Но наутро девушку не нашли. Прошло время. Банда забилась в горы, и красным ее не удавалось выкурить. Но тут откуда ни возьмись появилась некая Белая дама, ну то есть вся в белом, и всех бандитов в их логове нашли мертвыми. Так отомстила невеста из Денисовой пещеры. Все местные археологи в эту легенду верят. Они говорят, что в пещере нужно вести себя очень прилично. Главное: нельзя плохо говорить о женщинах. Руководитель раскопок мне рассказал, что Белая дама его раз так наказала, что он еле жив остался. Одна из студенток, работавших на раскопках, что-то порушила. Он ее обругал. И вскоре его прямо в пещере парализовало. Помнит только, что пришла Белая дама - и с ним случился столбняк. Пролежал около часа, пока его не нашли коллеги. Мы предложили сходить в тот самый рукав, где якобы живет Белая дама. Но археолог ни в какую. Мол, тут смертельные случаи могут быть. Коллеги его поддержали.

автор