Один из апостолов Христа был девушкой?

На знаменитой фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» изображена Мария Магдалина
ЛЕОНАРДО: в каждом его шедевре - загадка

ЛЕОНАРДО: в каждом его шедевре - загадка

Раскрыта одна из тайн великого Леонардо да Винчи. Группа итальянских искусствоведов во главе с Викторией ХАЦИЕЛ установила, что на известной картине мастера «Мадонна в гроте» и легендарных миланских фресках «Тайная вечеря», справа от Христа, в образе одного из его учеников, апостола Иоанна, изображен один и тот же человек - Мария Магдалина! По мнению экспертов, прославленный итальянский художник являлся сторонником «еретической версии» христианства, которая утверждает, что Иисус был в свое время женат на знаменитой грешнице.

Споры о том, что по правую руку от Христа на фреске «Тайная вечеря» изображен вовсе не Иоанн, а Мария Магдалина, ведутся с незапамятных времен. Но Виктория Хациел стала первой из экспертов международного уровня, кому пришло в голову досконально сравнить изображение этого апостола с портретом Мадонны в гроте. Оказалось, оба персонажа похожи друг на друга как близнецы: такой же наклон головы, овал губ, изгиб шеи, одинаковые светотени, пристальный взгляд.

Юноша или девушка?

Хронологически первой была написана «Мадонна в гроте». Над этой картиной Леонардо трудился с 1483 по 1494 год. По свидетельству современников, мастер несколько раз бросал работу, потом вновь к ней возвращался, перерисовывал, менял черты лица. В общем, пытался найти идеальный женский образ.

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»: до сих пор остается тайной

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»: до сих пор остается тайной

По мнению Виктории Хациел, на этой картине художник изобразил Марию Магдалину, знаменитую грешницу.

А на «Тайной вечере», справа от Спасителя, на самом почетном месте Леонардо нарисовал вовсе не юношу Иоана с нежными девичьими чертами, как принято было считать. Рядом с Иисусом – та же Мария Магдалина.

К работе над библейскими фресками мастер приступил через год после окончания «Мадонны в гроте». И Хациел думает, что портрет девушки стал своеобразным «эскизом» к будущему изображению «женщины-апостола».

Леонардо, как и многие образованные люди эпохи Возрождения, скептически относился к официальной истории христианства. Они придерживались «еретической» точки зрения на роль Марии в окружении Иисуса. Согласно их трактовке, Мария Магдалина была неразлучна с Христом до самого последнего его вздоха и наравне с другими его учениками присутствовала на тайной вечере. Позже она, как и четверо других апостолов (Лука, Матфей, Марк, Иоанн), написала свое Евангелие. Но через несколько веков иерархи раннехристианской церкви предали ее сочинения забвению.

Длинные руки Леонардо

На «Тайной вечере» между Иудой и Павлом явственно видна рука, сжимающая кинжал. При этом она неестественно изогнута.

"МАДОННА В ГРОТЕ": послужила прототипом для одного из персонажей "Тайной вечери"?

"МАДОННА В ГРОТЕ": послужила прототипом для одного из персонажей "Тайной вечери"?

Споры о том, кому из апостолов она принадлежит, не утихают между искусствоведами до сих пор. У Виктории Хациел есть две версии разгадки. Согласно первой, нож держит апостол Петр, которого считают «краеугольным камнем» официальной церкви. По второй, эта рука принадлежит самому Леонардо, который символически направляет ее против римско-католической церкви, своим духовным разложением запятнавшей доброе имя Христа.

Эти умозаключения Виктория делает на основе изученных ею записных книжек Леонардо. В них художник выступает с резкими нападками на папскую верхушку Ватикана: «Они претендуют на звание друзей Господа и в то же время проводят время в праздности в своих роскошных покоях... Вижу, как они вновь и вновь распинают Христа, как подвергают мукам его Святых...» Под этими словами да Винчи имел в виду ту церковь, которая, подчиняясь клану Борджиа, погрязла в распутстве, занималась распродажей индульгенций и сфабрикованных реликвий.

Получается, что, рисуя на фресках рядом с Христом Марию Магдалину, Леонардо да Винчи тем самым выражал протест против официальной власти.

Дети Иисуса

Масла в огонь споров о том, мог ли Иисус Христос быть женат, подлила скандальная книга американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи». По мнению автора, Мария Магдалина, являлась… женой Спасителя. После его распятия она бежала из Иерусалима вместе с его ребенком. Сведения об этом в течение веков сохранялись неким тайным обществом, членом которого одно время был и Леонардо. Именно поэтому в знаменитой «Тайной вечере» он оставил множество намеков, свидетельствующих в пользу этой истории.

Несмотря на то, что этот роман как литературное произведение ни в коем случае не претендует на историческую достоверность, многие вопросы, поднятые в нем, интересны с научной точки зрения, так как основой для книги Дэна Брауна послужили исследования американской ученой Маргарет Стаберд.

ОДИН ИЗ МЕРОВИНГОВ: в профиль действительно похож на канонические изображения Иисуса

ОДИН ИЗ МЕРОВИНГОВ: в профиль действительно похож на канонические изображения Иисуса

В тексте Евангелий она нашла много намеков, указывающих на то, что Иисус имел статус женатого человека. Так, в Евангелии от Иоанна (11:2) упоминается, что «Мария же… была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими». Сходные упоминания есть у Матфея (26:6-7): «Когда же Иисус был в Вифании…, приступила к Нем женщина с… сосудом мира драгоценного и возлила Ему возлежащему на голову», - и почти дословно то же самое у Марка (14:3).

Американка утверждает, что согласно тогдашнему иудейского обряду отирать волосами ноги могла только жена. Однако человек, не знакомый со сложными иудейскими канонами той поры, может не уловить истинный смысл этих слов, который предельно понятен для современников Христа.

А «грешной» (в более точном переводе «нечистой») Марию называли как жену, которая забеременела. По традиции, до рождения ребенка она обязана была удалиться от своего супруга и не общаться с ним.

Что касается обычая посещать могилы на третий день, а именно это и сделала Мария Магдалина после распятия, то он являлся обязательным именно для вдов, считает Стаберд.

Она же выяснила, что позже Мария вместе с сыном бежала из Иудеи в римскую провинцию Галлия, где скончалась в 63 году от Рождества Христова. И якобы ее могила находится в окрестностях южнофранцузского городка Сент-Бом. На фоне этого большую достоверность приобретает средневековая версия о происхождении королевской династии Меровингов, правителей Галлии. Считалось, что их род идет от самого Спасителя.

Поэтому не исключено, что, найдя во Франции последнего Меровинга, человечество найдет прямого потомка Христа.

История вопроса

* Прямо о том, что Христос был женат, говорится в апокрифическом Евангелии Филиппа, не вошедшем в канонический текст Нового Завета, утвержденного на Никейском соборе в 325 году при императоре Константине: «А верным другом Иисуса была Мария Магдалина. И любил Христос ее более остальных учеников Своих, и лобызал ее не единожды в уста ее. Остальные же ученики, оскорбленные тем, осуждали его. Говорили они Ему: почему Ты привечаешь больше нас? Спаситель ответствовал им, и сказал так: почему же Мне не любить ее больше вас? Велико таинство супружества – ибо без него не стало бы мира».

* В 1970 году пресвитерианский пастор Вильям Филипс выпустил противоречивую книгу «Был ли Иисус женат». Автор утверждал, что «да», потому что неженатый мужчина-иудей того времени становился в обществе чуть ли не изгоем. В 60-е и 70-е годы появились различные произведения, в том числе и рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», где говорилось о том, что Иисус и Мария Магдалина имели сексуальные связи, а в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» есть откровенная сцена на эту тему.

Комментарии специалистов

Инна ВЕЛЬЧИНСКАЯ, искусствовед, преподаватель Суриковского института:

- Похожий наклон головы, изгиб шеи, одинаковые светотени – это еще не повод говорить о том, что на двух работах изображен один и тот же человек. Про Леонардо Винчи и его творения существуют десятки, если не сотни вымыслов и невероятных теорий. Вспомните хотя бы его знаменитую «Джоконду».

Георгий САНИТОВ, международный эксперт:

- Виктория Хациел – одна из авторитетнейших «леонардоведов» в мире. Поэтому к ее мнению стоит прислушаться. Я не стал бы в штыки воспринимать ее доводы. Ведь никто из международных экспертов не отрицает того факта, что да Винчи наделил апостола Иоанна, самого юного и самого любимого ученика Иисуса, почти женской красотой. Также общеизвестно, что позднее многие художники часто брали его образ за основу при создании «своих» Мадонн.

Отец Игорь, служит мессы в католическом соборе святого Людовика в Москве:

- Как любой гений, Леонардо имел полное право на собственную художественную интерпретацию хрестоматийной библейской сцены – «Тайная вечеря» - последнего ужина Иисуса со своими учениками перед предательством Иуды. И если кому-то кажется, что в образе апостола Иоанна он изобразил женщину, ничего страшного нет. Художник может выдумать и нарисовать, что угодно. Смешно, только руководствуясь одной картиной, утверждать, что на самом деле 2000 лет назад было именно так, а не как сказано в Евангелии.

Кстати

В записных книжках Леонардо после строк, в которых говорится, как он думает изобразить Иисуса и кто может послужить прототипом, стоит запись: «Джованнина из больницы Святой Катарины, великолепное лицо». Ни один эксперт до Виктории Хациел, не задумался: почему появилось это женское имя среди множества мужских?

Еще одна версия

Если признать, что на фресках «Тайная вечеря» справа от Христа сидит Мария Магдалина, а не апостол Иоанн, то куда же в таком случае Леонардо дел самого любимого и молодого ученика Иисуса? Некоторые искусствоведы считает, что итальянский живописец, возможно, поместил юношу за спиной будущего вероотступника Иуды, вложив в руки Иоанна кинжал. Нож символизирует, что за измену предателя настигнет неминуемая расплата.



автор