Зуб за зуб

Ученые придумали способ выращивать во рту новые зубы
ПОДОПЫТНЫЙ РОТ: к одному образцово-показательному зубу вскоре пристроятся другие

Генетик из Полтавы Александр БАРАНОВИЧ разработал уникальную методику по выращиванию зубов. С ее помощью беззубые люди теперь могут обновить свою челюсть практически без всякого стоматологического вмешательства и связанного с ним болезненного протезирования. Сделать новую технологию общедоступной мешает международная «мафия дантистов».

Технология выращивания новых зубов проста. На месте выпавшего зуба в десну пациента делается укол. Инъекции на основе стволовых клеток молочного зуба. Попав в костную ткань челюсти, они начинают активно размножаться. И за каких-то три-четыре месяца у человека вырастает новый зуб.

Растут большие и маленькие

Революционный метод разработали на Украине, в полтавском Центре трансплантации криоконсервированных эмбриональных, клеточных и фетоплацентарных тканей. Автор идеи - ученый-генетик Александр Баранович.

ГЕНЕТИК АЛЕКСАНДР БАРАНОВИЧ: еще врежет "дантистской мафии" по зубам

Свою технологию он вначале опробовал на крысах. У нескольких особей удалили по зубу. Параллельно пяти взрослым самкам прервали беременность, после чего вытянули из них эмбриональные зародыши челюстей неродившихся крысят. Затем с помощью специальной манипуляции эти зародыши зубов пересадили беззубым крысам. Через месяц на месте вырванного зуба у грызунов вырос новый.

Теперь наступила очередь людей. Только для человека источником стволовых клеток послужат не эмбрионы, а выпавшие детские зубы. Из них получаемое вещество способно преобразовываться в ондонтобласты - клетки, из которых, собственно, и образовываются зубы. После небольшой обработки в лаборатории они могут превратиться в специализированные клетки дентина, кости или нерва. Это - революционный прорыв. Дело в том, что до настоящего момента стволовые клетки успешно выделялись только из пуповины новорожденных.

- Новый «природный» зуб во рту пациента обладает огромными преимуществами перед искусственными зубами, - рассказывает Александр Баранович. - Выращенный зуб не будет вредно воздействовать на соседние зубы, а также на десну, что часто происходит в случае искусственного протезирования.

Ген вечного клыка

По словам украинского ученого, на Западе похожие эксперименты тоже проводятся. Так, английский врач Пол Шарп из лондонского Королевского колледжа открыл особый ген «Barx-1». Именно он отвечает в человеческом организме за то, какие зубы у нас вырастают. На родине его открытие прозвали «геном вечного клыка».

Британский ученый сейчас близок к созданию «генетического геля», с помощью которого любой новый зуб можно будет строго запрограммировать именно на ту форму и размер, что был у его выпавшего предшественника.

Александру Барановичу эти проблемы пока решить не удалось. Продолжение многообещающих исследований уперлось в деньги. К сожалению, в данный момент эксперименты украинских ученых временно приостановлены.

В октябре полтавский ученый обратился в Международное патентное агентство, чтобы официально узаконить свое авторское право. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что технология «выращивания зубов» уже запатентована другими. Лавры первооткрывателя принадлежат американской фирме «Adeсkron» - одной из крупнейших производителей стоматологического оборудования в мире. Заполучив в свою собственность патент на революционную технологию, ушлые коммерсанты положили его под сукно - до лучших времен. Иначе как «международным заговором дантистов» Баранович это не называет.

Кстати

* У мышей и большинства грызунов зубы растут в течение всей жизни. Животные вынуждены постоянно что-то грызть, чтобы стачивать резцы. Иначе зубы могут достигнуть «огромных» размеров. Если клыки прорастут в нёбо, зверек погибнет.

* Акулам зубы служат 10-12 дней, после чего на месте утраченного зуба вырастает новый.

* У слонов зубы на протяжении жизни меняются шесть раз - каждые 10 лет.

СТАРИКИ-ГРЫЗУНЫ

Иногда новый зуб может вырасти и в сто лет. В мире известно по меньшей мере о пятерых долгожителях с такими феноменальными особенностями. Трое из них родом из России.

Самый старый из зубастых долгожителей - 128-летний иранец Бахрам Исмаили. От старости у него выпало всего лишь три зуба, и взамен них выросли новые. Второй подобный случай произошел с индийским крестьянином Балдевом. У него новые зубы выросли в 110 лет.

Другие счастливицы живут в России. Это 94-летняя жительница Чебоксар Дарья Андреева и 104-летняя Марья Васильева, проживающая в селе Чувашское-Дрожжаное Республики Татарстан. Последний случай произошел в прошлом году в Сочи, когда у Марьи Цаповаловой, проживающей в Центре реабилитации пенсионеров, в сто лет начали расти новые зубы. Женщина говорит, что зубы выросли у нее оттого, что она всегда вела здоровый образ жизни.

- Информация о подобных фактах поступает достаточно часто, - рассказывает сочинский доктор-геронтолог Николай Бердышев. - Однако на поверку «новые» зубы представляют собой костные наросты. Но в вышеописанных случаях оставалось только развести руками - зубы были настоящими. Возможно, это связано с перенасыщенностью организма микроэлементами. Однако некоторые антропологи склонны считать, что в преклонном возрасте происходит самообновление организма.

автор