«Красный кутюрье»: как Пьер Карден перевернул понятия о высокой моде и полюбил Россию

На счету кутюрье более 500 изобретений в мире моды. Фото: Elkin Cabarcas/Global Look Press
Сегодня под именем Pierre Cardin существует не только одежда, но и работает ресторан, а также функционирует бесчисленное количество бутиков по всему миру

Родиться в семье винодела, работать в «Красном Кресте» во время войны, мечтать стать бухгалтером — трудно представить, что Пьер Карден претерпел целый ворох различных жизненных обстоятельств, прежде чем стать одним из столпов современной мировой моды. Но это не отменяет того факта, что тянуло француза к формированию чего-то уникального с самого детства.

Сам модельер в шутку называл себя скульптором, а многую применяемую в мире моды терминологию совсем не котировал. Вполне возможно, что именно из этого творческого нигилизма и, если угодно, бунта, рождалось то, что сейчас воплощается на многих подиумах мира. Кардена исключали из влиятельных обществ высокой моды за то, что он игнорировал установленные порядки и напрочь отрицал сложившиеся стереотипы о гендерном стиле. Слышали про унисекс? Без Пьера эта форма навряд ли бы нашла свою жизнь на прилавках модных бутиков планеты. «ЭГ» рассказывает о том, как жил и любил самый «стильный панк» современности.

Пьер Карден. Фото: www.imago-images.de/Global Look Press

«Молодой человек, продавайте дорого — талант должен быть оплачен»

Появился на свет Пьер Карден (или если более точно — Пьетро Кардин) 7 июля 1922 года на родине пирожного тирамису, в городе Тревизо (Италия). Про ранние годы будущего модельера известно не так много. Семья была среднего достатка, отец зарабатывал виноделием, но в 1925 году, в поисках лучшей жизни, было принято решение переехать во Францию.

Уже тогда самая стильная столица мира проникла в молодое сердечко Пьетро очень глубоко, смещая другую мечту — стать бухгалтером. К 14 годам парень, стараясь приблизиться к тонкому искусству создания прекрасного, устраивается на работу подмастерьем портного.

В 1939-м начинается война. Тогда 17-летний юноша занимался выделкой кожи. Во время европейских сражений, прознав, что некий паренек обладает талантом в покрое одежды, Кардена забирает к себе «Красный Крест» города Виши — шить униформу на военные нужды. Получив «боевой опыт», Пьер возвращается в Париж в 1946 году и начинает работать театральным художником, создавая декорации для различных постановок и фильмов. К слову, костюмы картины «Красавица и чудовище» 1946 года (реж. Жан Кокто) — работа рук Кардена. Параллельно Пьер подрабатывает в ателье другого мастодонта моды, Кристиана Диора. Последний, воодушевленный трудолюбием юноши, постоянно напутствовал его словами:

«Молодой человек, продавайте дорого — талант должен быть оплачен»

Вот Пьер и начал создавать. И продавать.

«Битлз» одеваются в Cardin

1950 год считается началом существования дома моды Pierre Cardin. Именно тогда Карден снимает небольшое помещение и начинает закупать швейные машинки и ткани, чтобы заявить о себе миру. Начиналось все с достаточно тривиальных костюмов для театра, который, в общем-то, за время работы на подмостках стал еще одной любовью мэтра. В 1953-м происходит презентация первой женской коллекции новоиспеченного модельера, что называется haute couture. Успех мероприятия позволил на следующий год открыть Кардену бутик под названием «Ева». Забегая вперед, стоит сказать, что еще через три года появится и второй магазин. Нетрудно догадаться, с каким названием.

Предшествующим событием мирового карденовского успеха стал крупнейший скандал в мире моды 1959 года. Тогда Пьер, будучи уже весомой фигурой во французском модельном бизнесе, совершил эпатажный жест — организовал очередной показ в самом проходимом общественном месте Парижа, универмаге Printemps на бульваре Осман.

Само собой на красоток, расхаживающих по магазину в бренде Pierre Cardin, посмотреть собралась целая толпа прохожих. Нужно ли говорить, что представители так называемого Синдиката высокой моды, в котором также состоял Карден, были в ярости? Модельер просто «макнул в грязь» представления о высоком, выставив этот бриллиант на витрину подвального секонд-хенда. Выкинут из синдиката художник был немедленно, несмотря на свои попытки объяснить, что просто хотел показать обычным гражданам настоящую моду.

Вместе с тем кутюрье уже в середине 50-х начал закладывать эксклюзивные элементы в свои разработки, ранее отрицаемые обществом модельеров. Так появляется «Неоэдвардианский стиль», яркими представителями которого стала культовая музыкальная группа «Битлз». Да-да, те самые костюмчики, с которыми неотрывно связан образ музыкантов, — разработка Пьера. Узкие жакеты без воротника, белые сорочки, элегантные галстуки, в этом все «битлы» и все это — от Кардена.

Фото www
Знаменитая «ливерпульская четверка». Фото: www.imago-images.de/Global Look Press

«Если бы мои платья были из бронзы, меня называли бы скульптором»

Известен модельер был и своей любовью к России. Так, начиная с 1963 года создатель одежды приезжает в страну чуть ли не каждый год, интересуясь не только традиционными кокошниками и лаптями, но и бытом, культурой, народом.

Навряд ли в советской глуши Карден искал моделей для очередного показа. Фото: Istvan Bajzat / dpa/Global Look Press

Карденом были созданы десятки костюмов для таких отечественных театральных постановок, как «Юнона и Авось», «Анна Каренина» и «Чайка». Французские коллеги, конечно же, из-за такого подхода не могли не подкалывать Пьера, мол, не удел это настоящего творца по деревням каким-то ошиваться в русской глуши. Даже в шутку называли «красным кутюрье», но в этом и был Карден — новатор, первопроходец и сам себе критик. Примечательно, что через пять лет после скандала в Париже Карден снова вернулся в синдикат и стал его председателем.

На счету кутюрье более 500 изобретений в мире моды: «жакеты-пузыри», мини-сарафаны, различного вида запонки и бижутерия. Сам он шутил на этот счет: «Если бы мои платья были из бронзы, меня называли бы скульптором».

И было бы странно сказать, что такой ценитель прекрасного не любил. Карден любил очень сильно, а потому про эту сторону его жизни знают немногие. Как известно, «счастье любит тишину». Музой создателя одежды стала девушка с роковой фамилией — Жанна Моро. Будучи еще актрисой, Жанна пришла на порог ателье Пьера в 1961 году по наставлению Коко Шанель. Последняя, известная своей дерзостью, сказала, что это «в помощь молодым модельерам». Как воспринимать эти слова, никто толком не понял, но у артистки и кутюрье мгновенно закрутился роман длинной в 4 года.

«Я боготворил эту женщину и почувствовал себя на вершине счастья. Словно она создана специально для меня. Она перевернула всю мою душу», — говорил Карден.

Пьер Карден представил свою коллекцию Весна 1967 посольству Франции в Риме
Пьер Карден представляет свою коллекцию весна-1967 в посольстве Франции в Риме. Фото: Keystone Pictures USA / ZUMAPRESS / Global Look Press

И про перевернутую душу это отнюдь не метафора — до романа с Моро Карден не раз встречался с мужчинами. Наиболее известным партнером в отношениях и бизнесе считался Андре Оливер. Мужчины сотрудничали в разной степени интимности друг с другом на протяжении 40 лет, вплоть до кончины Оливера в 1991 году от СПИДа. В отношении детей мэтр выражался очень просто: «Я добился больших успехов с мужчинами, нежели с женщинами».

«Красота идет от собранности»

Сегодня под именем Pierre Cardin существует не только одежда, но и работает ресторан, а также функционирует бесчисленное количество бутиков по всему миру. К слову, Карден даже приобрел замок маркиза де Сада и дом Казановы.

Как стало известно, влиятельная личность в мире моды ушла из жизни утром 29 декабря в возрасте 98 лет. Сын итальянских иммигрантов, ставший бизнесменом с мировым именем и оставивший не только Франции но и всему человечеству стильное наследие, скончался в американской больнице Нёйи-сюр-Сен.

«Я всегда был поклонником лаконичного стиля. Женщина должна быть собранной. Красота идет от собранности и даже строгости»


Читайте также: