Верная установка: размещаем автокресло без ошибок

Размещаем автокресло без ошибок
Как правильно устанавливать автокресло и как избежать самых распространенных ошибок в обращении с детским удерживающим устройством. Фото: Тимофеева Ксения/«КП»
Сегодня в интернете, забив в строку поиска любой системы «курсы для родителей», можно получить огромный ассортимент обучающих программ, от идеального воспитания до техник кормления из ложечки. Найти информацию о том, как правильно перевозить ребенка в машине, или обеспечить его безопасность как пассажира и полноправного участника дорожного движения — гораздо сложнее. Тем временем перед первой поездкой с ребенком водителю требуется буквально курс «молодого бойца»: что купить, как и куда поставить, где проверить…

О самых важных моментах и самых распространенных ошибках в обращении с детским удерживающим устройством читайте в материале «Экспресс-газеты»

Первый шаг

Обеспечить безопасность ребенка дома и на улице — цель любого родителя. Уделяя серьезное внимание обеспечению комфортной защищенной среды в доме, не стоит забывать и об автомобиле. Ведь в среднем житель мегаполиса, обладающий личным автотранспортом, проводит в нем не менее 10 часов в неделю. В 2020 году из-за нарушения водителями правил перевозки детей погиб 51 ребенок, что на 2% больше, чем в предыдущем году. 845 несовершеннолетних получили травмы разной степени тяжести — в 2019-м таких было на 8,6% меньше. И во всех случаях дети пострадали из-за безответственности взрослых, которые не позаботились о наличии и правильной установке детского удерживающего устройства.

Как показывает исследование ВЦИОМ, во втором десятилетии XXI века автомобиль есть в двух из трех российских семей, а в каждой пятой семье единиц личного транспорта две и более. Детские удерживающие устройства (ДУУ) за последние 10 лет тоже завоевали доверие и популярность среди россиян. И если в 2011 году автокресло или автолюльку использовали лишь немногим более 32% родителей, то сегодня ДУУ появились в каждой семье, где есть маленький ребенок и собственный автомобиль.

Покупка качественного и подходящего по всем параметрам автокресла — вопрос первостепенной важности, вне зависимости от того, предстоит вам уехать на авто сразу из роддома или первая машина появляется в семье, чтобы возить ребенка в школу или секции. А для того, чтобы приобрести и правильно установить ДУУ любой категории впервые, нужно понимать, как это делается и от чего зависит результат. В этом любому заинтересовавшемуся родителю помогут подробные материалы с комментариями сотрудников отдела пропаганды Госавтоинспекции, детских врачей и экспертов в сфере дорожной безопасности, которые специально создаются в рамках национальных и федеральных проектов по просвещению и обучению граждан.

Кроме этого, нужно иметь четкое представление о необходимости использования ДУУ и рисках в случае его отсутствия, что бы не возникало даже мысли «схалтурить» и отделаться подделкой или тряпочным «треугольником» для ремня безопасности. Или вовсе понадеяться, что инспекторы дорожного движения не остановят автомобиль.

Все эти премудрости молодые родители должны изучить до того, как придет пора впервые везти малыша. И на помощь им тут приходят методические материалы и профильные статьи экспертов, советы сотрудников ГИБДД, социальные информационно-пропагандистские кампании и даже специализированные уроки в перинатальных учреждениях, посвященные правильной перевозке детей.

Играем по правилам

Перевозка детей строго регламентируется Правилами дорожного движения. Согласно которым ребенка в возрасте младше 7 лет нельзя даже оставлять одного в машине без присмотра совершеннолетнего гражданина, не говоря уже о том, чтобы перевозить его не так, как требуется.

Согласно последней редакции ПДД, в машине, оснащенной штатными ремнями безопасности, перевозка детей до 12 лет на переднем сиденье возможна исключительно при использовании детского удерживающего устройства. На заднем сиденье автокресло обязательно использовать, если возраст ребенка менее 7 лет. С 7 до 12 лет на заднем сиденье родители могут использовать как автокресло, так и обычный ремень безопасности.

— При выборе подходящего детского удерживающего устройства или, принимая решение о переходе на штатный ремень безопасности при перевозке ребенка, ориентироваться надо прежде всего не на возраст, а на рост и вес маленького пассажира. Только в том случае, когда ребенок перерос автокресло и ДУУ больше не обеспечивает ему должной защиты, можно говорить о том, что он может пересесть на обычное сиденье автомобиля и пристегиваться, как «взрослый». Для полноценного выполнения своих защитных функций штатный плечевой ремень безопасности автомобиля должен проходить по центру груди и плеча пассажира. Поясной ремень должен находиться низко и опоясывать верхнюю часть бедер, а не живот. Если же ремень ложится на шею или давит на живот — необходимо использовать детское удерживающее устройство соответствующего класса, которое поднимет корпус ребенка на нужную высоту и обеспечит правильное положение ремня, — подчеркивает начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан.

Еще одна ошибка, о которой Госавтоинспекция всегда предупреждает родителей — кресло «на вырост». Чтобы обеспечивать надежную защиту, оно должно идеально подходить по размерам и надежно фиксировать. Ведь никто не покупает защитное снаряжение, которое болтается или не налезает с расчетом на будущие изменения, так и ДУУ должно подходить своему пассажиру идеально, как шлем подходит гонщику или бронежилет спецагенту.

 Работа над ошибками

Но, допустим, что проблемы с выбором позади и идеальное автокресло приобретено. Трудности кончились? Как бы не так! Необходимо еще и грамотно установить его в автомобиле. В этом деле первый помощник и советчик, конечно же, инструкция. Казалось бы, все просто, поставил, пристегнул и можно ехать. Однако на деле ошибки случаются достаточно часто, и неправильная эксплуатация кресла напрочь перечеркивает все его достоинства.

Как отмечает эксперт в области безопасности на дорогах Владимир Бахарев, при должной подготовке правильная установка детского устройства — дело нескольких минут.

— Мы неоднократно проводили такой эксперимент — просили молодых родителей, у которых нет опыта использования ДУУ, установить его на специальном кресле на демонстрационном стенде. И никто не справлялся с этой задачей с первого раза. Однако после обучения и изучения инструкции это не вызывало уже никаких проблем, — отмечает он.

На помощь любому родителю, который сталкивается сегодня с подобной задачей, призван широкомасштабный образовательный проект «Детство без опасности», который проводится под эгидой Госавтоинспекции в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В ходе данной кампании будущих мам и молодых родителей в перинатальных центрах обучают правилам перевозки детей. На таких занятиях разъясняют, что единственный правильный способ транспортировки ребенка в автомобиле — в автолюльке или автокресле, которые правильно расположены и закреплены. За 2019 и 2020 годы проект охватил уже 65 регионов России, а в 2021 году к нему присоединятся и все субъекты страны.

Для тех родителей, которые столкнулись с необходимостью обеспечивать ребенку безопасность на дороге уже после выписки или впервые покупают ДУУ уже подросшему малышу, эксперты по безопасности дорожного движения подготовили специальный обучающий фильм, который раскрывает все необходимые подробности.

На родительских собраниях в школах также поднимается эта тема. Учителя по БДД совместно с сотрудниками пропаганды ГИБДД составляют рекомендации для родителей.

Типовые ошибки при установке автокресла

  • Автокресло, фиксирующееся ремнем, неправильно расположено на сиденье.
  • Автокресло зафиксировано ремнем, но ремень не продет в специализированные крепежи.
  • Автокресло, фиксирующееся системой «Isofix» или «столик безопасности», не до конца вставлено в пазы, крепления не зажаты, о чем сообщает специальный индикатор.
  • Ручку переноски опущена, несмотря на то, что по инструкции она должна быть поднята, чтобы предотвращать опрокидывание конструкции.
  • При установке ДУУ на переднем сиденье не отключены подушки безопасности данного пассажирского сектора.
  • Внутренние ремни ДУУ не настроены по высоте и плотности фиксации (они не должны давить на плечи и корпус, как у взрослого человека; между ремнями и телом ребенка должна помещаться ладонь).
  • Отсутствую специальные накладки на ремнях, предотвращающие соприкосновение с кожей.
  • Не поднята на необходимую высоту систему защиты головы и шеи (в случае размещения в кресле крупного ребенка или ребенка максимально допустимой возрастной категории).

Если вы задумались хотя бы над одним пунктом из этого списка, то вам следует ознакомиться с образовательным фильмом и проверить, действительно ли все требования к безопасной перевозке выполнены верно.

А пока несколько советов от Владимира Бахарева.

  • Всегда внимательно и полностью читайте инструкцию.
  • Если что-то непонятно или не соответствует ее требованиям, не стесняйтесь задавать вопросы профессионалам — сотрудникам пропаганды Госавтоинспекции, медикам, сотрудникам профильных общественных организаций, на горячую линию Роспотребнадзора.
  • Ставить кресло следует исключительно с пешеходной стороны дороги, чтобы, размещая маленького пассажира, самому оставаться в безопасности.

Ребенок, даже незначительно пострадавший в автоаварии, всегда заложник ошибок взрослых, напоминают в Госавтоинспекции. По данным ВОЗ, вероятность смерти среди детей грудного возраста при грамотном использовании автокресла в случае ДТП снижается на 90%, а среди детей раннего возраста — на 54–80%. Так что важно не только соблюсти букву правил, приобретая ДУУ, и использовать его как должно, добиваясь максимально эффективного уровня защиты, но и стремиться не совершать никаких ошибок.

Безопасных вам дорог!

Читайте также: