Беременная Гай Германика спасает писателя Мамлеева

Известному метафизику удалили раковую опухоль

Известному метафизику удалили раковую опухоль


В 24-й московской больнице врачи борются за жизнь классика современной литературы - 83-летнего Юрия МАМЛЕЕВА. В 60 - 70-е годы произведения основоположника метафизического романа в СССР не печатали. Но они все равно доходили до читателей. Переписанные от руки или размноженные на копировальной технике, они производили эффект разорвавшейся бомбы. Вынужденный в 1974 году эмигрировать, Юрий Витальевич вернулся в Россию лишь в годы перестройки.


О том, что писатель и драматург Юрий Мамлеев находится между жизнью и смертью, рассказали его коллеги и супруга Мария.
- Несколько дней назад мужу сделали операцию, - вздыхает Мария Мамлеева. - Юрий борется с раком, он очень слаб, практически не говорит. Спасибо, друзья помогают: писатели Игорь Дудинский, Михаил Елизаров, Александр Проханов, режиссер Лера Гай Германика... Прооперировали бесплатно, но за сиделку надо платить. Это стоит немало. Пока что живем на правительственную премию - 1 миллион рублей, которую Юре вручили в 2013 году.


Раскрепощение через секс


О том, как начинал Мамлеев свою литературную деятельность, мне рассказал отец Гай Германики Игорь Дудинский.
- Я хоть весь в пеленках (жена три месяца назад дочь родила), но друга навещаю, - говорит Игорь Ильич. - Скажу по секрету, что моя Лерочка сейчас сама ждет ребенка. (В июле Гай Германика вышла замуж за танцора Вадима Любушкина. - Н. М.) Мамлеева она тоже знает давно, поэтому мы приехали в больницу оба, и не первый раз. Юра плох, но такие люди, как Мамлеев, имеют поддержку высших сил. Другой вопрос, что жена Маша боится, что одна его не выходит, а денег-то надо много. Не поверите, у известного на весь мир писателя - небольшая двухкомнатная квартира на Мичуринском проспекте! А на гонорар сейчас не проживешь...
Дудинский познакомился с писателем в 1963 году через общего знакомого - коллекционера Леонида Талочкина.






Юрий и Мария МАМЛЕЕВЫ души не чают в любимом коте. Фото: культурный-портал.рф

Юрий и Мария МАМЛЕЕВЫ души не чают в любимом коте. Фото: культурный-портал.рф

- Мамлеева мне представили как советского Кафку, - вспоминает Дудинский. - Его чтения в то время проходили в крошечной комнатке коммунальной квартиры. Собирались философы, писатели, маги-изотерики, священники, журналисты... Рассказы Мамлеева люди читали и приходили в восторг. Или в шок - кто как. Чего стоит в «Шатунах» образ деда кура-трупа! Или Клавы, удовлетворяющей саму себя гусем... Чтобы попасть в салон в Южинском переулке, где читали произведения Мамлеева, нужно было позвонить в дверь шесть раз. Одним из соседей по коммунальной квартире был милиционер. Так он все время грозился: «Я вас посажу!» В Южинском пили по-адски. Туда часто приходили философы с нетрадиционной ориентацией, они называли себя московскими Сократами. Женщин вообще первое время не было. Но вскоре появилась Лариса Пятницкая, знакомая поэта Михаила Светлова. Лара вскоре стала гражданской женой Мамлеева. Она навела порядок - выгнала голубых и стала культивировать настоящую любовь. Сколотила команду девчонок, которые всем мужчинам давали. Идея была простая: всех контуженных на голову после войны раскрепостить через секс.
Пятницкая, которую называли апостолом любви, обожала мужчин, абсолютно всех. Возникло даже движение «Полюби бомжа». Помню, иду с девчонкой, а она, увидев бродягу, говорит: «Надо его приласкать, он такой несчастный...» Лара, конечно, выделяла Мамлеева, потому что он - гений. Но, кроме него, Пятницкая любила еще и Женю Головина, философа-метафизика. Мамлеев хорошо отобразил Лару в романе «Шатуны» в образе Анны Барской. Примечательно, что Юра, будучи внутри порочным человеком, рассуждал о реальном сексе на уровне ученика второго класса.
Подпольный клуб, где собиралась пестрая компания писателей и философов, в годы хрущевской оттепели не интересовал КГБ. Сотрудники комитета понимали, что они не лезут в политику, поэтому на «развратные чтения» смотрели сквозь пальцы.
- Прошедшие войну люди искали истину в философии Рудольфа Штейнера, Елены Блаватской, Андрея Белого, - считает Игорь Дудинский. - В Южинском смешались все религии: православие, буддизм, каббалистика... Творческие люди находились в поиске, и в результате противоречий рождалось что-то новое. В салоне, например, всегда подымали тост за того, в кого мы воплотимся в загробной жизни. По философии Мамлеева, в реальной жизни мы живем в центре ада. Атмосфера Южинского хорошо описана в романе Мамлеева «Московский гамбит». Не знаю почему, но кагэбэшники побаивались главного метафизика страны, словно понимали, что человек связан с высшими силами.






Лера ГАЙ ГЕРМАНИКА вместе с отцом Игорем ДУДИНСКИМ... Фото Руслана ВОРОНОГО

Лера ГАЙ ГЕРМАНИКА вместе с отцом Игорем ДУДИНСКИМ... Фото Руслана ВОРОНОГО


Рекламный баннер 



Картины не вернули


В конце 70-х КГБ все-таки заинтересовался Мамлеевым. Тогда друзей по одному стали вызывать на Лубянку.
- Меня тоже приглашали, - вспоминает Дудинский. - Надо отдать должное, они хорошо относились к королю андеграунда, понимали, что он - национальное достояние, но спрашивали: «Как заставить Мамлеева уехать из страны?» В салоне как раз появилась Маша - экс-жена философа и переводчика романа «Улисс» Сергея Хоружия. Ради Юры она развелась с мужем. И Мамлеев решил уехать вместе с ней за границу. Со стороны Ларисы Пятницкой никаких претензий не было. Сама Лара не могла на генетическом уровне покинуть страну, но понимала: Мамлеева надо спасать от КГБ, который к тому моменту изъял все его рукописи...
Помню, как мы провожали Юру и Машу в аэропорт. Приехало такси, опаздываем, а любимую кошку Диси потеряли. Без нее - никак. Оказалось, кошка спряталась на верхней полке в шкафу. Пока Диси не нашли, никуда не поехали.
У Мамлеева была большая коллекция картин современных художников, которую он отдал перед отъездом Талочкину. После возвращения на родину коллекционер их не вернул, возник жуткий конфликт, Юрий даже перестал с ним общаться.   
Уехав в 1974 году с Машей сначала в Вену, а затем в США, Мамлеев устроился преподавателем - в тот самый университет, где в свое время работал Набоков. Но мистический романтик вскоре понял, что жить в Америке не сможет.
- Рассказы Юры издал в Париже Михаил Шемякин, - говорит Дудинский. - Именно тогда мир открыл писателя-мистика. Мамлеев понял, что жить надо в Европе, и перебрался в Париж. Я приезжал к другу в гости. Помню шикарные застолья, прогулки по ночным улицам до самого утра... Чувствовался воздух свободы.






...не раз навещали в больнице занедужившего писателя. Фото Руслана ВОРОНОГО

...не раз навещали в больнице занедужившего писателя. Фото Руслана ВОРОНОГО

Вернулся Мамлеев в Россию лишь в 1994 году, после краха коммунистической системы. К тому времени его романы были широко известны благодаря самиздату.
- Он стал модным писателем. Дружба с властью его, конечно, испортила. Ведь как: получил правительственную премию, значит, чем-то обязан. Его свободный период мышления тогда закончился. Но Мамлеев по-прежнему интересен как метафизический плюралист, который к тому же верит в Иисуса Христа. Считает, что Россия и Индия должны соединиться. Согласно учению Мамлеева, человек может сам построить свой загробный мир. В книге «Россия Вечная», за которую он и получил правительственную премию, люди попадают в потустороннюю Россию на том свете. Достоевский только об этом мечтал, а Мамлеев сделал. По его философии, русский человек и на том свете останется в России... Знаю, что Мамлеев в последние годы работал над мемуарами, где он рассказывает о периоде южинского салона. Поскольку он сам не владеет компьютером, то нанял в качестве секретаря знакомого писателя. Тот мне поведал, что Юра зачем-то переписывает историю салона. Якобы там никто не пил и не курил. Нельзя искажать прошлое, поскольку место - сакральное...


СПРАВКА
* Юрий МАМЛЕЕВ родился 11 декабря 1931 г. в Москве.
* Окончил Московский лесотехнический институт.
* Автор книг «Шатуны», «Мир и хохот», «Крылья ужаса», «После конца», «Россия Вечная», «Судьба бытия» и других.
* Член российского, американского и французского Пен-клуба.
* Президент «Клуба метафизического реализма ЦДЛ».


Прикинь!
Режиссер и актер Александр Кайдановский задумал экранизировать роман «Шатуны», но неожиданно умер. Другой режиссер, Артур Аристакисян, тоже задумал снять картину по этому произведению, но в последний момент отказался.