В тестах по ЕГЭ полно ошибок!
Чем лучше ученик знает предмет, тем сложнее ему получить 100 баллов на экзамене
27 мая со сдачи русского языка в школах России стартует единый государственный экзамен (ЕГЭ). Высокие баллы, полученные за тесты, дают выпускнику шанс поступить в вуз. Но, как говорят практикующие педагоги, анализируя сборники по подготовке к ЕГЭ, ученику, действительно знающему предмет, очень сложно заработать высшую оценку. В задачах много неточных формулировок и даже ошибок, «проскочить» которые можно, лишь механически заучив ответ, заложенный в проверяющем компьютере как якобы единственно правильный!
Сотрудники Института им. Гете (ФРГ) выборочно проверили задания ЕГЭ для российских школьников по немецкому языку, выявив синтаксические, лексические, грамматические ошибки и несуществующие выражения. Представители Рособрнадзора, курирующие госэкзамен, на это ответили, что тесты составляют компетентные специалисты из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), а проверяет их комиссия по ЕГЭ при Министерстве образования. Так что замечания «носителей языка» имеют субъективный характер.
Случай этот не единственный. Ошибки в материалах госэкзамена находят сами школьные учителя. Это и некорректная формулировка задач, и неправильные условия, а иногда верных ответов может быть несколько - поди догадайся, какой из них как единственный отметили составители теста.
![]() |
Лет через десять ЕГЭ, возможно, будет выглядеть так |
- В задании говорится о призме, а нарисована пирамида, - пишет в блоге учитель математики Василий Вайсенберг. - Или дается диаграмма, в которой нужно найти наименьший показатель у европейской страны. Так наименьший там у Индонезии.
Об этом же говорит зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:
- Мне показали тест по русскому языку, где сообщалось, что древние люди плавали на «суднах», а не на «судах».
- Недочеты тестовых заданий ЕГЭ по биологии приводят к несправедливой оценке знаний учащихся, - утверждает доцент
Или вот пример, когда выбрать один ответ невозможно:
Какое из перечисленных явлений не характеризует биологический процесс:
1) экологическое разнообразие; 2) забота о потомстве; 3) широкий ареал распространения; 4) высокая численность особей популяции.
Все эти ответы правильные и как раз характеризуют «биологический процесс»! Другое дело, если авторы имели в виду термин «прогресс» - тогда, действительно, ответ №2.
Иногда просто указан неверный ответ:
Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов занимается… Выбрана «микробиология» вместо «клеточная инженерия»;
Конкуренция - это отношения между… Составители назвали «хищник и жертва», хотя должны быть «виды со сходными потребностями»;
Вещества, выполняющие строительную функцию. В ответе - «нуклеиновые кислоты и вода», на деле же «липиды, полисахариды и белки».
Пример задания по русскому языку:
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
![]() |
Как видите, такого слова нет. Однако составители теста считают правильным ответом №1, принимая суффикс «я» в деепричастии за окончание.
Или вопрос по литературе:
Родион Раскольников - это а) маленький человек, б) лишний человек, в) особенный человек, г) новый человек?
Вариантов несколько.
- Я с 2002 года коллекционирую тесты ЕГЭ с ошибками, - рассказывает учительница химии
Для примера, такое задание из тестов ЕГЭ по химии:
Поместить 46 г натрия в 156 г воды и определить массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
На самом деле произойдет взрыв такой силы, что не будет ни раствора, ни массовой доли, ни того, кто ее должен считать. Еще пример:
В одну стадию бутан можно получить из:
1) бутанола-1
2) бутановой кислоты
3) бутена-1
4) бутанола-2
Правильных ответов тут не один (№3), как уверяют авторы, а три! Бутан возможно получить в одну стадию и из спиртов: бутанола-1, бутанола-2, восстановив их йодоводородом. Эта реакция вошла в историю химии.
А вот - из нового сборника за 2013 год:
Вариант 6, задание А 4: В качестве вещества с ковалентной неполярной связью приведен озон. Но молекула озона полярна. Ее дипольный момент равен 0, 53 D.
Вариант 30, задание В 5. По версии авторов оксид алюминия восстанавливается угарным газом. Браво! Эрстед с Вёлером зачем-то калий использовали в виде восстановителя. XIX век, одним словом, что с них взять.
И таких ошибок масса. Мне очень жаль способных ребят, которые любят науку и интересуются экспериментальной частью. Именно им будет сложнее всего выбрать верный ответ в тестах ЕГЭ.