Охота на Фриду Кало

Петербургские музейщики год стояли в очереди за картинами

Петербургские музейщики год стояли в очереди за картинами


В Россию привезли 35 полотен самобытной мексиканской художницы первой половины ХХ века Фриды КАЛО, а также ее фотографии и костюмы. Их можно увидеть в петербургском Музее Фаберже. Это первая в России выставка такого масштаба, так что ажиотаж вокруг нее обеспечен.


Художественные галереи всего мира бьются за право показать у себя картины Фриды Кало. Буквально стоят за ними в очереди. А когда дождутся, обязаны соблюсти массу условий.
- Выставка технически оказалась очень сложной, потому что в 1984 году творчество Фриды Кало было объявлено национальным достоянием Мексики, - поясняет директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. - Основная часть картин находится в «Фонде Фриды Кало и Диего Риверы», и все эти произведения не имеют права не только покидать Мексику, но и даже перемещаться в пределах Мехико. Мы собрали то, что разрешено вывозить.
Перевозить одним видом транспорта можно лишь по десять произведений в сопровождении специалиста. Так что организаторам петербургской выставки, ждавшим своей очереди год, пришлось фрахтовать четыре самолета.






Как ни цинично звучит, но увечья «помогали» принимать соблазнительные позы

Как ни цинично звучит, но увечья «помогали» принимать соблазнительные позы

- Мы отменили экскурсионное посещение, чтобы пропустить максимальное количество человек. Вместо этого в зале будут находиться 10 - 15 экскурсоводов, которые ответят на вопросы, - поясняет Воронченко. Он считает, что безумных очередей, как в Третьяковку на Серова, у них не случится.
- Пока полевые кухни не будем разбивать, - смеется он.
Напрасно галерист иронизирует. Наш народ всегда был охоч до культурных мероприятий. Помню, в 2011-м с дочерью шесть часов на Сальвадора Дали в Пушкинский музей отстояли. Просто тогда, теплой осенью, никаких эксцессов в очереди не случилось, вот и шумихи не было. А нынче произошел какой-то бум. Так что полевые кухни и чай, учитывая питерскую погоду, со счетов сбрасывать не стоит.
Впрочем, те, кто решит сходить на выставку потому, что «модно» или «престижно», вполне вероятно, будут разочарованы. Творчество Фриды Кало массовому зрителю может показаться примитивным или непонятным. Это вам не родной Серов с портретами царей и других знаменитых современников. Но, узнав, что ей пришлось пережить, на картины художницы и ее поступки начинаешь смотреть по-другому.






- Две катастрофы, - говорила КАЛО об аварии, сломавшей ей жизнь, и встрече с Диего РИВЕРОЙ

- Две катастрофы, - говорила КАЛО об аварии, сломавшей ей жизнь, и встрече с Диего РИВЕРОЙ


Превозмогая боль


В шесть лет маленькую Фриду настигает полиомиелит. Болезнь удается побороть, но одна нога девочки навсегда останется тоньше и короче другой. Она уже тогда проявит свой характер: я не должна быть хуже других! Бокс, футбол и плавание станут ее увлечениями, гонять с мальчишками во дворе и лазить по деревьям - любимым отдыхом, а хорошая учеба - главной целью.
В 15 Фрида поступает в одну из лучших школ Мексики, решив посвятить себя медицине. Но через три года случится событие, которое определит ее дальнейшую судьбу. Трамвай врежется в автобус - старенький, с деревянными стенами, и ехавшую в нем девушку буквально нанижет на поручень. Перелом позвоночника в трех местах. Перелом двух ребер. 11 переломов правой ноги, вывих и раздробление стопы. Врачи не давали ей ни единого шанса. Но Фрида выжила и привычно принялась доказывать: я не хуже других!
А еще она начинает много рисовать - раньше это для нее было необременительным хобби, теперь становится единственным делом, на которое она способна. Ее первый «холст» - гипс, в который заковано израненное тело. Потом отец соорудит ей специальный мольберт. Центральным лицом большинства картин станет сама Фрида.
- Я являюсь той темой, которую знаю лучше всего, - объяснит она позже.






«Всего несколько царапин!», 1935 г.

«Всего несколько царапин!», 1935 г.


Всего несколько царапин


Если кто-то решил, что Фрида осталась навсегда прикованной к койке, несчастной и одинокой, вы ошибаетесь. Во-первых, со временем она, пусть и с трудом, сможет ходить. Увечья будет скрывать под длинными пышными юбками с национальным орнаментом - не только патриотично, но и весьма женственно. Общительность, чувство юмора, непоказная веселость, обаяние и страсть - этого достаточно, чтобы нравиться многим. Плюс бесконечные вечеринки с льющимся рекой алкоголем, сигареты, а то и что поядреней. Сеньорита Кало умудряется женить на себе Диего Риверу - художника-монументалиста, некрасивого, но чрезвычайно харизматичного, безбашенного любимца женщин и баловня судьбы, старше ее на 20 лет.






«Автопортрет со Сталиным», 1954 г.

«Автопортрет со Сталиным», 1954 г.

С ребенком у них так и не выйдет: несколько беременностей Фриды окончатся выкидышами или абортами - истерзанный организм не в состоянии выносить ребенка. Да и семейную жизнь размеренной не назовешь. Диего не собирается хранить супруге верность, да и скрывать свои похождения тоже. Он затащит в койку даже сестру Фриды Кристину. После этого появится картина «Несколько царапин»: на ней Диего склоняется над окровавленным телом жены, а голуби под потолком держат ленточку с надписью «Всего несколько царапин». В то время на всю Мексику прогремело дело отца, зарезавшего своего ребенка и нашедшего себе «оправдание»: «всего-то 20 порезов».
Назло мужу Фрида пустится во все тяжкие. В ее постели не только мужчины, но и женщины. Ривера требует развода и получает его, а поклонники художницы обретают свободу действий. Состоятельный американский коллекционер живописи Хайнц Берггрюэн навещает Фриду в госпитале, где прямо на больничной койке у них все и случается. После этого любовники сбегают в Нью-Йорк. И тут Диего Ривера понимает, кого потерял. Через год после официального расставания они снова поженятся. Но условия теперь ставит будущая супруга: никаких измен, никакой ревности, терпимость друг к другу и материальная независимость.
- Я так счастлив был вернуть Фриду, что согласился на все, - вспоминал Ривера.






Лев ТРОЦКИЙ (второй слева) сполна воспользовался мексиканским гостеприимством. Крайняя справа - его жена Наталья СЕДОВА

Лев ТРОЦКИЙ (второй слева) сполна воспользовался мексиканским гостеприимством. Крайняя справа - его жена Наталья СЕДОВА


В постели с врагом


Супругов объединяли не только искусство и болезненная страсть друг к другу. Оба были ярыми сторонниками коммунизма. Ривера одно время даже возглавлял Компартию Мексики. Позже его пригласили поработать в США, и Фрида отправилась с ним. Несколько лет, проведенных там, лишь укрепили в обоих коммунистические убеждения, а также любовь к Родине. В работах Риверы и Кало все больше национального колорита, а народный костюм она уже ни на какую другую одежду не променяет до конца жизни.
В 1937 супруги принимают у себя в доме Льва Троцкого с женой, которые были высланы из Советской России. Фрида не упускает случая завести с политиком недолгий роман. После его убийства появятся слухи о ее причастности к преступлению, однако так слухами и останутся. Кончину «вождя народов» художница воспринимает как личное горе и пишет «Автопортрет со Сталиным».
- В жизни мне нужны только три вещи: жить с Диего, писать и принадлежать к коммунистической партии, - признается Фрида.






Творчество стало для женщины спасением

Творчество стало для женщины спасением


С радостью жду ухода


Известность Фрида Кало получает в 1940-х. Пока здоровье позволяет ей ездить на собственные выставки, она делает это. Но позже у нее развивается гангрена, и часть правой ноги ампутируют. В 1953 году художница уже не в состоянии встать с постели. Тогда Диего организует носилки и просит поставить кровать в центре музейного зала, чтобы его жена могла открыть свою первую персональную выставку. Спустя год она умрет от воспаления легких. Через неделю после своего 47-го дня рождения.
- С радостью жду ухода. И надеюсь никогда больше не вернуться, - признается Фрида незадолго до того, как ее сердце остановится.
Массовый интерес к ее творениям пропадет довольно скоро. Всплеск внимания произойдет в 2002-м, когда на экраны выйдет «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Имя художницы и фрагменты ее работ станут использовать в коллекциях одежды, названиях и оформлении текилы и пива, а портрет Фриды поместят на денежную купюру.






500 мексиканских песо - это около двух тысяч рублей

500 мексиканских песо - это около двух тысяч рублей

Прикинь!
Работа Фриды Кало «Корни» была продана в 2006 году на аукционе «Sotbey’s» за $5,6 миллиона. Это рекордная цена для произведений латиноамериканских художников.


Жизнь после смерти
Картины Кало есть в парижском Лувре, галереях Нью-Йорка и Вашингтона, частных собраниях. Правда, с последними нередко возникает конфуз. То и дело появляются сообщения, что в руках ценителей живописи оказались подделки.
- После смерти Фрида пишет больше картин, чем при жизни, - комментирует очередную новость о фальшивке директор «Фонда Фриды Кало и Диего Риверы» Карлос Филипс.






«Больница Генри Форда», 1932 г. Картина написана после первого выкидыша

«Больница Генри Форда», 1932 г. Картина написана после первого выкидыша

Без следа
Художественное наследие Фриды - около 250 полотен. Часть картин, казавшихся ей неудачными, она собственноручно уничтожила.


СПРАВКА
* Выставка в Санкт-Петербурге продлится до 30 апреля.
* Музей Фаберже открыт ежедневно, кроме пятницы, с 10.00 до 20.45.
* Цена билета - 450 рублей.
* Поскольку многие картины и фото весьма откровенны, есть возрастной ценз: 18 лет. Это не значит, что с детьми не пустят. Просто не рекомендуется.






«Мое рождение», 1932 г.

«Мое рождение», 1932 г.



автор