Аборты в СССР: чем они грозили женщинам и врачам

pxhere.com
Как постановлениями и декретами власти регулировали деликатный вопрос

Сегодня к абортам можно наблюдать самое разное отношение: одни утверждают, что женщина должна сама решать, что ей делать со своим телом, другие называют эту медицинскую процедуру узаконенным убийством. Так или иначе, сегодня аборты официально разрешены. А были времена, когда за искусственное прерывание беременности могли получить срок и женщина, и тот, кто помог ей не стать матерью.

Союз молодой, прогрессивный

Если в царской России к искусственному прерыванию беременности относились более чем негативно, то молодое советское государство оказалось по своей терпимости к женщинам, не желающим рожать, впереди планеты всей. В Советской России аборты узаконили раньше, чем в какой-либо другой стране Европы. 16 октября 1920 года вышло Постановление Народного комиссариата здравоохранения и Народного же комиссариата юстиции «Об искусственном прерывании беременности», согласно которому любая женщина абсолютно бесплатно могла сделать аборт в соответствующем медучреждении. Работницы фабрик и заводов имели здесь некоторые привилегии – их записывали на аборты вне очереди.

Однако уже в 1926 году начинают закручиваться гайки. Впрочем, первые ограничения признали бы разумными даже те, кто сейчас за аборты двумя руками: эту процедуру запрещали делать не рожавшим ранее (чтобы операция не повлияла негативно на репродуктивную систему женщины), а также тем, кто делал аборт менее полугода назад.

Начиная с 1930 года за аборты стало нужно платить, причем сумма, которую требовали в медицинских учреждениях, постоянно росла. На бесплатное обслуживание имели право женщины, страдающие эпилепсией, туберкулезом, шизофренией, а также с врожденным пороком сердца.

А в 1936 году аборты без медицинских показаний запретили.

Союз сталинский, запрещающий

Сделали это вот почему: выяснилось, что через пять лет после того, как аборты были легализованы, стала резко снижаться рождаемость. Власти были всерьез обеспокоены демографической ситуацией в стране. В итоге 27 июня 1936 года вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторые изменения в законодательство о разводах».

Наверху очень надеялись, что этот шаг приведет к увеличению рождаемости в стране. И рождаемость действительно подскочила – но на очень короткое время. Потому-то вскоре стали стремительно набирать популярность подпольные, или криминальные, аборты. А они потянули за собой женские смерти.

Дело в том, что такие аборты далеко не всегда делали люди с медицинским образованием. Во-первых, врачи и акушерки не хотели рисковать свободой (за такое могли дать до десяти лет), а во-вторых, женщины и сами не спешили обращаться к врачам, зная, что врач по закону обязан будет на них донести. Так что большую часть абортов совершали люди, далекие от медицины. Также были популярны совсем уж жуткие средства избавления от плода; вспомним хотя бы «Казус Кукоцкого» Улицкой, в котором врач показывает высокопоставленному чиновнику заспиртованную матку с проросшими сквозь нее корнями луковицы. Женщины вводили себе в матку различные предметы, устраивали спринцевание уксусом, парили ноги в горячей воде с горчицей (как Лена из «Детей Арбата» Рыбакова). И нередко расплачивались – бесплодием, удалением матки, а то и смертью.

А еще после запрета на аборты участились случаи детоубийств.

Союз хрущевский, разрешающий

23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» искусственное прерывание беременности по желанию женщины было снова легализовано. При этом подпольные аборты оставались уголовно наказуемыми: врачу за такое могли дать год, а если пациентка умирала – и все восемь лет. Однако спрос на нелегальные прерывания беременности все-таки существовал. Дело в том, что после аборта в больнице в листке нетрудоспособности женщины писали слово «аборт»; не всем женщинам нравилось признаваться начальству в подобном шаге.

Пик искусственных прерываний беременности пришелся на 60-е, затем их количество начало уменьшаться.

Сегодня российские женщины имеют право прерывать беременность на сроке до 12 недель (по социальным показаниям – до 22 недель, а по медпоказаниям даже на большем сроке).






Что стало с девочками-кинокрасавицами, в которых были влюблены почти все советские мальчишки
Кадры решили все. Идейные комсомольцы строили страну, гнилые ее разорили