Валерий Хлевинский извел безумной ревностью Галину Беседину
Он стал популярным в возрасте чуть за тридцать, сыграв одну за другой две свои самые звездные роли: Авдотьина в «Большой перемене» и Антона Савельева в «Вечном зове». Причем съемка в семейной саге режиссеров Ускова и Краснопольского могла стоить Валерию Хлевинскому жизни. Из-за невнимательности водителя пазика, в котором актер переводил дух после очередного эпизода, автобус покатился назад и рухнул с обрыва. Шофер успел выпрыгнуть из кабины, а Хлевинский - нет. И находясь внутри гигантской «консервной банки», у которой из-за падения с высоты пробило бензобак, превозмогая боль, все-таки выбрался через окно… Судьба отмерила Валерию Михайловичу 77 лет жизни. Он скончался от коронавируса в Рождество - 7 января.
- С Валерой Хлевинским я училась в Школе-студии МХАТ, - поделилась с «Экспресс газетой» актриса Нина Корниенко, запомнившаяся по небольшой роли простой женщины Шуры, замученной трудной послевоенной жизнью, в «Месте встречи изменить нельзя». - Первой красавицей у нас на курсе была Катя Градова, та самая радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Но Валера смотрел только на Галю Кацельник, прославившуюся позже как исполнительница романсов Галина Беседина в дуэте с Сергеем Тараненко. Хлевинский был порядочный, смелый, честный. Этим и очаровал Галю, у них вспыхнул роман. Но думаю, ей с ним - эмоциональным и темпераментным - было непросто. При кажущейся уравновешенности в любви и страсти Валера, наверное, становился совсем другим.
Слова однокурсницы нам подтвердила и сама Галина Беседина, которую, как оказалось, Хлевинский тогда нежно называл Гуленькой:
- Да, непростой Валера был человек, - вздохнула Галина Ильинична. - Вроде бы очень хороший: добрый, правильный, но… Мы с ним оказались совсем разными. Понимаете, он настоящий русский мужик со своими понятиями: по сторонам не смотри, юбку короткую не надень, разрешения на все у него получи… Словом, безумно ревнивый и безумно влюбленный. Высокий красавец Валера пришел на наш курс в военной форме, сразу после службы в армии. Но для нас с моей лучшей подругой и однокурсницей Таней Ицыкович (вся страна ее сейчас знает как народную артистку Татьяну Васильеву. - Г. У.), барышень из Ленинграда, этот провинциальный мальчик из города Горький был совсем простым. Тем не менее я поддалась на его ухаживания.
По словам Бесединой, ради Хлевинского она бросила своего ленинградского ухажера Евгения, который тяжело переживал разрыв и все четыре года учебы настырно забрасывал ее письмами. За этими любовными перипетиями с интересом наблюдала не только Ицыкович-Васильева, но и их три соседки по комнате в институтской общаге - две Нины, Корниенко и Маслова, и Люда со смешной фамилией Спартак.
В комнатке стояло пять кроватей с продавленными сетками. И будущие артистки, устроившись на них перед сном, делились интересными историями. Галя, например, рассказывала девчатам, что ее Хлевинский, оказывается, вырос в семье глухих. И из-за того, что отец и мама Валеры ничего не слышали, он мог погибнуть еще младенцем: однажды зимней ночью выпал из кровати на заиндевелый пол в промерзшем бараке, где они тогда жили. Стал орать как резаный, а предки продолжали безмятежно спать. Хорошо, что соседи услышали крик малыша и смогли их добудиться.
«Врешь, стерва!»
- Родители Валеры не с рождения слух потеряли: мама - в пять лет, после того как простуда дала осложнение на уши. А отец - в 17: переходил по льду реку и провалился в полынью, - поделилась Галина Ильинична. - Но они по губам хорошо понимали, так что с ними было легко общаться. У Хлевинского была сестра Вера, которая стала сурдопереводчиком на телевидении. Несмотря на то, что брат, став известным, купил ей квартиру в Москве, насколько я знаю, замуж она так и не вышла. Видно, потенциальные женихи боялись, что будущие дети могут оказаться глухими.
Беседина уверяет, что не жалеет, что не стала женой Валеры:
- Если бы мы пошли в загс, этот брак оказался бы недолгим. Ему нужна была кроткая супруга, которую он потом и обрел. Несмотря на повышенную тягу к справедливости, все-таки он не разносторонний, а одноплановый. Не современный, но умный. Партийный билет получил, стал коммунистом. Не скажу, что он поднимал на меня руку, но знаете, я его боялась. Особенно, когда выпьет. Ведь тогда становился агрессивным. В общем, когда я окончательно поняла, что у нас точно нет будущего, сама поставила точку в этих отношениях. Сказала ему: «Все!» Он, конечно, сильно переживал. Нам, правда, после этого пришлось играть в дипломном спектакле «Хождение по мукам». Я - Даша, он - Телегин. По роли сидела у него на коленях и говорила: «Иван Ильич, я вас так люблю! До самой березки!» А он мне уже на ухо шептал: «Врешь, стерва! Все врешь!»
А потом у Валерия появилась девушка с другого курса, старше его.
- Возможно, и женился на ней, - пожимает плечами Галина Ильинична. - Однажды встретила их на улице, и меня это даже немного задело. Он ее, с цветами в руках, до метро провожал. Я вспомнила, как каждый год 31 мая, в день моего рождения, Валера рвал на клумбе мои любимые пионы (денег-то на покупку не было) и застилал ими всю постель. Когда открывала глаза, всю эту красоту видела. И после моего замужества с певцом Виктором Бесединым и женитьбы Валеры мы общались. Он к нам с мужем в гости приходил… А потом неожиданно пропал из моей жизни. Я его последнюю семью и не знаю, он о них не распространялся.
Другой однокурсник бывших влюбленных, актер Андрей Голиков, разъяснил, что Беседина ушла от Хлевинского не в пустоту, а прямиком в объятия инженера-физика по имени Вячеслав, с которым познакомилась на улице и быстро согласилась выйти за него замуж. На свадьбе, вылившейся в короткий брак, гулял весь Галин курс, а крепче всех напился еще один их однокашник Анатолий Васильев, который впоследствии стал мужем ее лучшей подруги Тани Ицыкович.
- А мне вместе с Хлевинским однажды довелось погулять на другой свадьбе - в деревне у его троюродной сестры, - припомнил Голиков. - Я наблюдал, как его любят местные жители: приглашали по разным домам, заставляли Валерку на гармошке играть. Он прекрасно это делал. А наутро мы очнулись с ним на сеновале. Потом еще неделю по гостьям в этой деревне ходили.
Волнующее признание
- Вся творческая жизнь Хлевинского была связана с театром, - уточняет его друг и коллега Авангард Леонтьев. - Вначале он более 30 лет в «Современнике», куда его Олег Ефремов пригласил, проработал. И последние 20 лет в МХТ, куда он ушел вслед за Олегом Табаковым. Ушел, несмотря на то, что был любимым артистом худрука «Современника» Галины Волчек и сыграл в лучших ее спектаклях.
Во время работы под началом Галины Борисовны Хлевинский встретил главную женщину своей жизни - последнюю жену Ольгу, которую он прозвал Оленушкой. Они сблизились летом 1979 года в Сочи. Туда Оля приехала с подругой, а Валерий - с труппой театра на гастроли. Пригласил понравившуюся девушку на спектакль «НЛО», а следом на импровизированный банкет в номере гостиницы.
- Народу набилось как шпрот в банке: куда ни глянешь - то народный артист, то заслуженный, - вспоминала Ольга. - Пошли тосты - один витиеватее другого. А потом встал Валера и сказал что-то совсем простое, но такое теплое и настоящее, что я влюбилась в ту же минуту. После душного номера отправились на берег - подышать морским воздухом. Там Валера сказал: «Вы - моя невеста». Это было так неожиданно, так волнующе! Мне признавался в любви взрослый мужчина, известный актер! Валере на тот момент было 35, а я только что отметила 23-летие.
- С моей женой Оленушкой, она моя вторая супруга, про первую и вспоминать не хочу, мы уже почти 35 лет, - делился с «Экспресс газетой» Хлевинский в 2014 году, отметив 70-летие. - Наш сын Михаил, я его назвал в честь своего отца, - юрист. А главное - нам с бабкой чудесную внучку Дашеньку подарил.
- В последние годы мы с ним играли в спектакле «Шинель», я наслаждался работой с Хлевинским, - констатировал Авангард Леонтьев. - А незадолго до Нового года он попал с коронавирусом в больницу. Вначале ему было и не так плохо, мы даже разговаривали по телефону. Потом его под аппарат ИВЛ положили, а 31 декабря он впал в кому. И 7 января, не приходя в сознание, скончался. Вдова Валеры сейчас и сама болеет. Кашель сильный. Грипп, как я слышал. Помимо семьи и коллег, на церемонию прощания пришло много молодежи. Он хорошим педагогом был, вот на похоронах его ученики и собрались. В них он, разумеется, видел свое творческое продолжение.
Хоронили с воинскими почестями
В последний путь народного артиста, а в прошлом ефрейтора первой отдельной роты Почетного караула, провожали с воинскими почестями - гроб накрыли российским триколором, а рядом с ним замерли по команде «смирно» солдаты Преображенского полка.
- С Валерием Хлевинским я познакомился 16 лет назад в театре МХТ, - объяснил полковник Игорь Громов. - Тогда я был заместителем военного коменданта Москвы и начальником штаба 154-го Преображенского полка. Меня пригласили консультантом в спектакль «Белая гвардия», где Валера играл гетмана. С тех пор и подружились. Хлевинский сразу сказал, что с 1961 по 1964 год он служил в роте Почетного караула, встречал глав иностранных государств, которые в СССР с официальным визитом приезжали. Например, Фиделя Кастро, прилетавшего в нашу страну во время Карибского кризиса. Я нашел его командиров. А самого актера стал приглашал выступать перед солдатами. Он стихи ребятам читал. Мы приняли его в свой строй, на все важные даты его обязательно звали. Один раз у него в гостях побывал, его обожаемого кота фотографировал.
Организацию похорон Валерия Михайловича взяла на себя военная комендатура Москвы: выделили почетный караул, оркестр, оружие для залпа. Также на траурную церемонию из нашего музея мы доставили то самое знамя, которое сам Валерий 56 лет назад во время своей службы носил.