Ставил спектакли, отдавая Сергею главные роли: а вы знали, что отец Безрукова тоже снимался в «Бригаде»?
Путь Виталия Безрукова к профессии – череда случайностей. Уроженец села Белавино Горьковской области, сын офицера НКВД и домохозяйки отправился в Свердловск, чтобы поступить на юрфак Уральского госуниверситета – думал, будет служить, как и отец. Однако экзамены провалил, а возвращаться домой ни с чем постыдился.
Разгружал вагоны, ночуя на вокзале. И однажды помог работникам местного театра, вернувшегося с гастролей, перетащить декорации. А те позвали на работу – монтировщиком сцены. Решающим стало то, что сотрудников обеспечивали жильем.
Сидя в кулисах, Виталий так засматривался репетициями, что незаметно для себя выучил несколько ролей. Это пригодилось, когда очередная премьера оказалась под угрозой срыва – запил один из актеров. Безруков заменил его, неожиданный дебют оказался успешным, и его взяли в театральную студию, а также ввели в несколько спектаклей.
Познав базовые тонкости профессии, Виталий отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. После получения им диплома, его приняли в Художественный театр, потом он ушел в Театр им. Пушкина, параллельно снимался в кино – к слову, сыграл Есенина в фильме-спектакле «Анна Снегина». Однако неумение сглаживать конфликты и находить компромисс, а также привычка снимать стресс или выходить из творческого кризиса с рюмкой в руках не позволяли ему стать звездой театра или кино.
В 1980 году он исчез с экранов, а в Театре сатиры, где он к тому времени оказался, стал дублером Андрея Миронова в спектаклях, когда тот был занят на съемках. Виталий уже был женат на Наталье Суровой и воспитывал семилетнего сына Сережу. Однажды Безруков поставил школьный спектакль, отдав, разумеется, главную роль собственному отпрыску. Сережа после этого заявил, что будет актером, как папа. Этот момент изменил жизнь Виталия.
Во-первых, он бросил пить и курить. Вот так, резко и навсегда – чтобы быть для сына примером во всем. Во-вторых, начал реализовывать собственный театральный «проект» под названием Сергей Безруков. Виталий готовил сына к поступлению в Школу-студию, отправил его на подготовительные курсы, и Сергей смог поступить на курс к Олегу Табакову с первой попытки. Заставлял петь под гитару перед гостями: младший Безруков вспоминал, что делал это плохо, но перечить отцу не смел. Так, через не могу, и разработал голос.
– Я понял, что Сережа, в сравнении со мной, – великий актер. Он действительно актер! Не говорю о других его способностях… Скорее, я для него даже и не учитель, я его сэнсэй. Причем не только в профессии. Я учил его жить. Быть мужчиной и личностью, – гордился успехами сына Виталий Сергеевич, не забывая упомянуть о своем вкладе.
Кроме того, Безруков-отец практически ушел из актерской профессии, зато стал преподавать в вузе, где учился его сын, а также писать пьесы и сценарии. Это он поставил спектакли о Сергее Есенине и Александре Пушкине, специально под любимого сына, сыгравшего главные роли.
Став известным и востребованным артистом, Сергей Безруков вернул «долг» отцу: после многих лет отсутствия Виталий Сергеевич вернулся на съемочные площадки – те же, где работал его сын. Для начала папу пристроили в культовую «Бригаду» (сыграл собачника во второй серии), потом в «Участок» и «В июне 41-го». В картине «Есенин» Виталий Безруков играл уже отца поэта, передав главную роль, так сказать, по наследству своему сыну.
– Все спиртное за меня выпили мои герои. Я предпочитаю трезвый образ жизни… У меня перед глазами пример моего отца, который, как и все творческие люди, мог себе позволить. В советские времена в творческой богеме существовало правило: если не пьешь – ты не гений. Злоупотребляли многие. Но отец в какой-то момент отрезал: «Всё». У меня в то время пошли первые успехи в профессии, и он сказал: «Я не имею права тебя подставлять». Вот такой характер, – отдает должное упорству отца в достижении цели Сергей Витальевич Безруков.
*Организация запрещена на территории РФ