Наталья Бондарчук: «Тарковский думал, что всем приносит несчастья»

Наталья Бондарчук: «Тарковский думал, что всем приносит несчастья»
Наталья Бондарчук
25 марта аукционный дом «Литфонд» продал оригинальный сценарий фильма Андрея Тарковского «Солярис» за 5,5 миллиона рублей. Документ принадлежал племяннице второй жены Андрея Тарковского Светлане Рыкаловой, которая работала помощником режиссера.

Во время работы над фильмом у Андрея Тарковского и исполнительницы главной женской роли Натальи Бондарчук возник любовный роман, о котором знал весь кинематографический роман.

Наталья Бондарчук тяжело переживала разрыв с женатым режиссером и, судя по ее автобиографической книге «Единственные дни», пыталась свести счеты с жизнью.

Накануне 90-летия Андрея Тарковского 4 апреля 2022 года Наталья Сергеевна поделилась с «ЭГ» своими воспоминаниями о режиссере.

– Наталья Сергеевна, как вы сегодня относитесь к Андрею Арсеньевичу? Ваша мама, актриса Инна Макарова, незадолго до своего ухода рассказывала в интервью о том, что так и не простила Андрея Тарковского за то, как жестоко он поступил с вами. А вы простили?

– 25 марта 2020 года моя мамочка, народная артистка СССР Инна Макарова, ушла из жизни, и мы с моим мужем Игорем Днестрянским посетили Троекуровское кладбище. Действительно, моя мама так и не подала руку Андрею Тарковскому. Осенью 1972 года я в составе делегации советских кинематографистов, в которую входили мои родители Инна Макарова и Сергей Бондарчук, мой учитель Сергей Герасимов, а также Андрей Тарковский, была в Италии. Я видела, как Андрей Арсеньевич подал руку моей маме, когда она спускалась с лестницы, но мама не воспользовалась его помощью. Ее понять можно. Ведь по молодости, в порыве отчаяния, я совершила страшный поступок.

«Наталья
Наталья Бондарчук с родителями

Лично у меня не было и нет обид на Андрея. Он был женат, у него только что родился сын, и он ничего не обещал мне. Когда завершились съемки «Соляриса», а это было в начале 1972 года, мы шли вместе с Тарковским к руководству Госкино. По дороге Андрей Арсеньевич сказал мне: «Я всем приношу несчастье, и тебе!» В его глазах была боль. Я пыталась возразить Тарковскому, что работать и быть с ним – это счастье, но договорить он не дал.

– Многие рассказывают об Андрее Тарковском, как «о недобром режиссере», который легко обижал других. В своих дневниках он пристыдил вашего отца, Сергея Бондарчука, за фильм «Ватерлоо». Какой был характер у Тарковского?

– Тарковский был очень ранимым и внушаемым человеком. Многолетние его невзгоды усиливали болезненную подозрительность, на которой ловко играли прилипшие к его судьбе люди. Их было немало. Но мне довелось видеть Андрея Арсеньевича открытым и счастливым. В частности, на премьере фильма «Солярис» в Доме кино.

Личный экземпляр сценария к фильму «Солярис»
Экземпляр сценария к фильму «Солярис»

Между прочим, мой папа после премьеры поблагодарил Тарковского за чувства, которые он получил от просмотра «Соляриса». Папа обнял Андрея Арсеньевича. Папа считал Тарковского «гением», и понимал, что ему трудно.

– После романа с Андреем Тарковским вы стали женой его актера и друга Николая Бурляева. Что думал о вашем браке Тарковский?

– Я и Николай Петрович* – кинематографические дети Тарковского. Бурляев снялся в его фильме «Иваново детство» будучи мальчиком, а я сыграла Хари в «Солярисе» в 21 год. Николай Петрович* влюбился в меня в фильме «Солярис». С Бурляевым мы прожили в любви и в согласии много лет, родили двух чудесных детей Ивана и Марию, и, кстати, ни разу не поссорились. Николай Петрович* для меня родной человек по сей день.

«Наталья
Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский

Что касается моих чувств к Тарковскому, то с каждым годом они приобретают более спокойный тон.

 – Что вы думаете о влиянии жены Тарковского, Ларисы, на его жизнь и творчество?

– Думаю, что у жен гениев – очень трудная доля.

– Тарковский знал, что он – гений?

Первая жена Александра Збруева актриса Валентина Малявина скончалась 30 октября, но ее уход никто не заметил. Лишь 10 ноября на сайте Союза кинематографистов России появился некролог.

– Вряд ли. Однажды Тарковский читал мне стихи Пастернака. Я не знала, что стихи написал Борис Леонидович, и спросила: «Андрей, это твои стихи?» Тарковский грустно посмотрел на меня и сказал: «Глупая, если бы я писал такие стихи, разве стал бы снимать кино?» Для Тарковского гениями были писатели, поэты, музыканты. Он хотел снять фильм о Достоевском.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов