Эрнст Романов: Лиза Боярская не живёт с мужем. И правильно делает
Известный актёр, поспав рядом с Романом Виктюком, понял, что гомосексуализм - это психическое отклонение
Все тот же выразительный взгляд, благородная осанка, мягкая интеллигентность... Он и сейчас в прекрасной творческой и физической форме. Народный артист России Эрнст РОМАНОВ продолжает много сниматься в кино. А в Санкт-Петербурге, где живет почти полвека, регулярно выходит на сцену. Да и в перерывах между трудами праведными поистине неугомонен.
- Эрнст Иванович, грядет ваш 80-летний юбилей. Как собираетесь справлять?
- Никого в гости не зову и праздновать не буду - хочу прошмыгнуть эту дату. После спектакля приду домой, почитаю и лягу спать.
- И даже презентов никаких не ждете?
- Недавно сам себе сделал очень дорогой подарок. Потратил все накопления и построил новый дом на даче. Участок мне давно выделили, а та избушка, которая на нем стояла, оказалась совершенно не пригодной для отдыха… Моя дочка Екатерина сейчас вместе со вторым мужем и четырехлетней Машей, моей внучкой, в Москве поселились. Вместе с ними живет 20-летняя Настя, дочка Кати от первого брака. Всех их тоже поддерживаю, квартиру помог купить. А вы говорите справлять юбилей! Нужно еще 18-летнего внука Ивана (он тоже от первого брака дочки, но живет со мной) на ноги поднимать.
Союз БОЯРСКОЙ и МАТВЕЕВА вызывает немало пересудов
- Но поклонники наверняка захотят вас поздравить!
- Люди меня постоянно балуют. Не так давно после съемок мой, видно, очень обеспеченный почитатель преподнес бутылку очень дорогого итальянского вина. Или вот накануне 8 Марта еду в метро, подходит дама с букетом (наверное, ей кто-то на Женский день подарил) и протягивает его мне: «Мы вас очень любим, возьмите!» Я долго отказывался, но потом понял, что это от всей души. Было невероятно приятно, но со стороны выглядело забавно: женщина подошла к мужику и вручила на 8 Марта розы.
- А вы, оказывается, в общественном транспорте ездите. Не мешает популярность?
- Пик моей узнаваемости уже прошел. А раньше, по молодости, когда было плохое настроение, я выходил погулять на Невский проспект, чтобы потешить свое тщеславие.
С Сергеем ПУСКЕПАЛИСОМ на площадке сериала «Крик совы»
«Сами мы не местные»
- У вас рано проявился актерский талант?
- Впервые вышел на сцену в четвертом классе в наивной детской пьесе. Я тогда в драмкружке родного города Серов Свердловской области занимался. Педагоги считали меня вундеркиндом. Позже легко поступил и в Щукинское училище, и в ГИТИС. Решил учиться в последнем, потому что там сразу давали общежитие.
-Вы в стольких театрах за свою карьеру переработали. Неужели у вас характер неуживчивый?
- Когда ГИТИС окончил, было одно желание - остаться в Москве. Но прописаться в столице не получилось. Пришлось ехать в Ростов-на-Дону, где создавался новый молодежный театр. Затем отправился работать в Рязань, но там тоже не понравилось. Следующим моим местом приписки стал Русский театр в Таллине. Девять лучших лет ему посвятил, зато встретил там нынешнюю супругу. Жена моя, Лейла Киракосян, - наполовину армянка, тоже актриса и выпускница ГИТИСа. Мы с ней с 1967 года вместе, очень любим друг друга. Потом Лейлу пригласили на работу в Питер, а я, как хвостик, за ней поехал.
За добрым мужем Лейла Зениковна - как за каменной стеной
- И в городе на Неве вы не сразу нашли свою сцену?
- В БДТ меня «съели», в Театре комедии имени Акимова тоже. Тамошний главный режиссер Татьяна Казакова многих известных артистов ущемляла - Сашу Демьяненко, Володю Татосова, Виктора Сухорукова. Витя, вон как только в Москву переехал, сразу же главные роли стал играть. И в театре, и кино. Суперзвездой стал. И я всегда хотел сам выбирать роли, а не подходить к доске приказов и видеть, кого мне поручили сыграть на этот раз. Сейчас преподаю и служу в Русской антрепризе имени Андрея Миронова. Там никому ничем не обязан. Играю Фирса в «Вишневом саде» и Дорна в «Чайке». Эти образы очень ценю. Еще и деньги платят. Не очень большие, конечно, но все же. В Питере я одинокий волк, хоть и много лет тут живу, но не в общей стае. Мы с женой так всю жизнь с юмором и говорим: «Извините, мы не местные…» А столицу вот по-настоящему обожаю: «Мосфильм», Студию Горького…
ВИКТЮК всегда экстравагантен и непредсказуем
- Вы уже упоминали, что в браке с Лейлой Киракосян у вас родилась дочка Екатерина. Слышала, у вас еще старший сын есть.
- Да, его зовут точно так же, как меня - Эрнст Романов, ему 52 года. Мама Эрнста, моя первая жена, умерла, когда мальчик совсем крохой был. И с трех лет его воспитывала Лейла. Он хоть и знает, кто его родил и ходит к маме на могилку, но к Лейле с большим почтением относится. Не женат, детей нет. В свое время я помог сыну получить квартиру в Питере. Он окончил заочный режиссерский факультет в Институте культуры, но его карьера, увы, не сложилась. Нельзя, видно, было ему свое имя давать.
- У дочки судьба лучше сложилась?
- Катя окончила в Питере институт кино, радио и ТВ. До этого училась в театральном в Нижнем Новгороде. Просто в школе она попала в дурную компанию. Мы с женой безумно испугались, что она стала общаться с какими-то наркоманами. Я попросил своего знакомого, который в Нижнем преподавал, чтобы тот Екатерину посмотрел. Приятель сказал: «Мы ее берем!» Но, получив диплом артистки, дочка не нашла работу ни в одном театре. Пихать я ее не стал, вот она и устроилась репортером в газету. Сейчас ей 42. В банковской системе трудится, но и журналистику не забросила: пишет в «Коммерсант», «Форбс» и другие серьезные издания.
Наследница РОМАНОВА Екатерина (в круге), её нынешний супруг с их дочуркой и сын нашего героя Эрнст
Надо чаще разлучаться
- В актерской профессии много соблазнов. Как вам удалось сохранить брак с Лейлой Зениковной на протяжении почти полувека?
- На съемочных площадках я иногда влюблялся, но это не серьезно: испытывал лишь отдаленные чувства к партнершам, просто, как к красивым девушкам. У жены это ревностных поползновений не вызывало. Она же сама актриса и все понимала. Но это еще что! Мои коллеги Армен Джигарханян и Саша Пороховщиков всегда были охочи до молодых женщин. Такие сладострастники, аж жуть… А мой рецепт крепкого брака звучит так: надо чаще разлучаться. Вон Лиза, дочка Миши Боярского, моего соседа по даче, чаще живет в Питере, а ее муж Максим - в Москве. Отличный брак: ездят туда-сюда, любят друг друга, все успевают.
- Какие у вас отношения с самим Боярским?
- Мы знакомы, но не более того. Я при нем робею, если честно. Михаил держит марку своей значимости. Он богат, популярен. Точно такой же мой однокурсник Роман Виктюк. Никогда не позвонит, он же взлетел так высоко!
Внуки артиста Маша, Ваня и Настя (в круге)
С Сергеем ПУСКЕПАЛИСОМ на площадке сериала «Крик совы»
- Я называю это «звездной болезнью». А вы как?
- Даже не знаю, что это.. Но «звездунов» сейчас и правда появилось много. Вот Павел Деревянко, например, мне не очень приятен. Хоть молодой актер и вроде бы талантливый, но, когда встречаемся на площадке, держит себя на расстоянии. Зато с Сергеем Пускепалисом очень приятно общаться. Обожаю и Оленьку Будину. Мы познакомились на съемках картины «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова. Оля тогда еще в Щукинском училась. Я, можно сказать, влюбился в нее. Она была так наивна, чиста и очаровательна.
РОМАНОВ давно очарован красотой Ольги БУДИНОЙ
- Вам симпатичны девушки. А вот творчество вашего однокурсника Виктюка почему-то пронизано голубой тематикой…
- Когда учились в ГИТИСе, у нас на курсе возникали неприятные моменты, с этим связанные. После одной из вечеринок, комсорг вдруг заявил нашему мастеру Василию Орлову: «Я заметил, что такой-то артист обнимался и целовался с коллегой-мужчиной». Дескать, обратите внимание, что в наших рядах появились педерасты. Я поначалу и слова-то такого не знал. Думал, это вши или паразиты какие-то. В результате одного из них выгнали из вуза, а его дружка отправили на исправление - на строительство стадиона «Лужники». Тогда гомосексуализм был подсудным делом, и мы на собрании в закрытом режиме обсуждали подобные скользкие вопросы. Но Виктюк в этом скандале замешан не был. Наши с ним кровати, кстати, рядом стояли в общежитии.
- Получается, вы сильно рисковали?
- Все обошлось! А вообще к этому явлению я так отношусь: завелись тараканы, их надо травить, тогда они из дома убегут. А если их, наоборот, подкармливать, целая стая нагрянет. В этом-то вся беда. Они плодятся. И это не всегда болезнь, а психическое отклонение.
- С подлым отношением коллег к себе часто сталкивались?
- Случалось. Есть такой артист Андрей Носков, достаточно известный. Однажды он со мной некрасиво поступил. Я раскопал одну легкую старую французскую пьесу, как режиссер поставил ее в театре Русская антреприза, пригласив на главную роль этого самого Носкова. Прошло какое-то время, спектакль сняли из репертуара, и вдруг, смотрю, Андрюша переставил эту же пьесу в другом месте и до сих пор ее играет. Считаю, что он не имел права у меня из-под носа уводить этот спектакль. И называю его поступок предательством.
С Павлом ДЕРЕВЯНКО на съёмках картины «Всем скорбящим радость»