Как Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» стал «фабрикой хорошего настроения»

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» известен необычными проектами, включающими классику и рок, видео-инсталляции и танцевальные шоу
Гаянэ Шиладжян, директор и генеральный продюсер оркестра
Гаянэ Шиладжян, директор и генеральный продюсер оркестра Гаянэ Шиладжян, директор и генеральный продюсер оркестра

Оркестр выступает и на Венском балу, и на open-air фестивалях, с ним сотрудничают звезды мировой оперной сцены и отрывные рокеры. Как удается удивлять зрителей, сохраняя высокий уровень исполнения, рассказывает Гаянэ Шиладжян, директор и генеральный продюсер оркестра.

- Сегодня стало модным ходить на выставки, в оперу, театр. Хвастать этим в социальных сетях, ставить хэштеги. А как дела у симфонических оркестров?

- На мой взгляд, многие «академические» музыканты не хотят быть интересными современному поколению. И в этом плане Россия отстает от Европы лет на 50. К примеру, Лондонская филармония еще в 60-х стала давать так называемые «концерты в джинсах». Они первыми рискнули записать пластинку с рокерами, играли с Битлз, поп-королем Майклом Джексоном, Стингом и многими другими. И там это называется «идти в ногу со временем».

Для меня основная задача и цель — чтобы молодёжь ходила в концертные залы и обязательно слушала живое исполнение, чтобы это стало по-хорошему модным.

У меня в конце 90-х годов появилась идея-мечта - создать оркестр Москвы. И когда после долгих мытарств, переговоров, встреч, писем, мне наконец удалось реализовать эту идею - в апреле 2000 года Правительство Москвы учредило «Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» - моя мечта сбылась! Следующая задача, чтобы оркестр был интересен публике. Сегодня, по прошествии 18 лет, на концерты «Русской филармонии» люди приходят за положительными эмоциями и зарядом позитивной энергии. «Мы – настоящая фабрика хорошего настроения и бальзам для души».

- И как вы создаете это настроение?

Я очень тщательно разрабатываю новые программы. Я поняла, что руководить политикой оркестра должен не тот, кто отвечает за творчество, а тот, кто отвечает за финансы. Чтобы были полные залы - надо не ждать, а действовать – делать не концерт ради концерта, а создавать интересные проекты, чтобы в первую очередь это было качественно и интересно самому себе, чтобы этот проект был не разовым, а повторялся из года в год, чтобы зритель ждал его. Я стала расширять возможности симфонического оркестра, чтобы наши концерты были интересны не только знатокам симфонической классической музыки, а более широкой аудитории. Все концерты мы организуем самостоятельно, очень дорожим своей публикой и стараемся делать для нее все – у нас удобный сайт www.orchestra.ru, на котором можно купить билеты со скидкой, часто проводим различные акции и розыгрыши.

Для нас важно все - начиная c музыкальных произведений, высококачественного исполнения, солистов, дирижеров, заканчивая костюмами, прическами и макияжем наших музыкантов. И это обязательно, потому что в оркестре работают артисты, а зритель приходит к нам за праздником. И он должен чувствоваться во всем.

- И чем же вы решили удивлять зрителя?

Сначала я стала экспериментировать с видеоинсталляциями. Во времена, когда у людей клиповое сознание и они привыкли поглощать массу информации в одну минуту, глупо требовать от них, чтобы они два часа сидели неподвижно и слушали музыку. Я начала подкреплять классическую музыку визуальным рядом проекцией картин художников того периода. Это зрелищно, и это образовывает аудиторию вдвойне. Одним из первых таких проектов была Кантата Орфа «Кармина Бурана», которая уже 10 лет собирает полный Светлановский зал каждый февраль и стала настолько популярна, что ее стали копировать и, к сожалению, в не лучшем качестве.

Затем родилась идея собрать в одной программе самые зажигательные танцы мира. Так появилось гала-шоу «Безумные танцы» специально для дирижера Фабио Мастранджело. Это фейерверк танцевальных композиций от Половецкий плясок и Болеро до танго, кан-кана и мамбо. В концерте участвует лучший дуэт проекта «Танцы со звездами», Театр «Варьете», невероятное трио балалаек, оперная прима. Я очень горда, что этот проект имеет колоссальный успех у зрителей, и вырос из стен Дома музыки и собирает 6 000-ый Кремлевский Дворец.

«Русской филармонии» посчастливилось работать с двумя легендами – солистами Deep Purple – Джоном Лордом и Яном Гилланом. Это были концерты популярных рок-композиций с симфоническим оркестром, которые имели фантастический успех у многотысячной аудитории. Сочетание богатого звучания симфонического оркестра и рок-группы привело публику в «экстаз». Так появился первый нестандартный проект для симфонического оркестра «Золотые хиты рока». Как оказалось, очень революционный. Я поняла – вот настоящая популяризация симфонического оркестра для широкой аудитории Люди сначала услышат то, что им привычно и доступно в новом качественном исполнении, а затем заинтересуются и другими нашими программами, в том числе и симфонической классикой.

Теперь этот проект вырос в ежегодный большой концерт «Золотые хиты рока» в Кремлевском Дворце, в котором участвуют шведские и итальянские музыканты с потрясающей энергетикой: певцы Магнус Баклунд, Йохан Бодинг, Симоне Романато и самый харизматичный дирижер - рокер - Ульф Ваденбрандт. Эти музыканты так полюбились московским зрителям, что у них уже есть поклонники и фан-клубы, с нетерпением ждущие и следящие за каждым их концертом. Они даже пишут в оркестр и просят включить в концерт любимые композиции. Ближайший концерт 31 мая в Кремлевском Дворце.

Также со шведскими артистами мы готовим программу 17 ноября ABBA GOLD, сделали фантастическое шоу Уитни Хьюстон и Майкл Джексон с участием лучших в мире продолжателей творчества легендарных певцов, а также 2 ноября в Кремле концерт «Queen Best Hits», в котором прозвучат 15 хитов группы Queen, и полностью воссоздан альбом Barcelona, который записали Монтсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри. Даже после ухода наших кумиров, я хочу подарить вечную жизнь их музыке, ведь это уже тоже классика XX века - «Show must go on»!

Я не считаю зазорным симфоническому оркестру играть любую хорошую музыку, более того ее надо уметь сыграть. Нам ничто не мешает сегодня играть с группой Би-2, записывать саунд-треки с Филиппом Киркоровым, закрывать фестиваль «Нашествие», играть рок-концерты, а на следующий день исполнять Симфонии Рахманинова, Чайковского, Бетховена, Моцарта и каждый раз при полных залах. И все это благодаря потрясающему мастерству и профессионализму музыкантов Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

Вам может быть интересно: