Как красавец Морис из «Всадника без головы» стал «предателем» Родины

Олег Видов не собирался становиться актером, не собирался эмигрировать, но сделал и первое, и второе
всадник без головы
Кадр из фильма «Всадник без головы»
всадник без головы всадник без головы

В прошлом году в США, в штате Калифорния, умер советский артист, ставший американцем, — Олег Видов.

Наши зрители помнят его по ролям в фильмах «Москва, любовь моя», «Красная мантия», «Метель», «Джентльмены удачи», «Сказка о царе Салтане». Но, пожалуй, самый запоминающийся образ Олега Видова — Морис Джеральд, отчаянный герой из приключенческой ленты по роману Майн Рида «Всадник без головы».

Почему востребованный актер оказался эмигрантом ? Об этом в материале EG.RU.

Кормилец семьи с детских лет

Кадр из фильма «Всадник без головы»
Кадр из фильма «Всадник без головы»

Детство Олега проходило в Монголии и в Восточной Германии, где его мать работала преподавателем в школе для советских детей, а затем корректором в издательстве. Позже, когда Олег уже учился в школе, мать отправили в командировку в Китай и Румынию. Туда она сына взять не могла, и мальчик жил сначала в Алма-Ате у тетки, а затем в подмосковной Барвихе. Именно тетя Нюта, работавшая в театре, привила племяннику любовь к этому виду искусства.

Олегу рано пришлось стать кормильцем семьи — отец покинул их, когда сын был еще маленьким. Он работал грузчиком, кладовщиком, помощником повара, санитаром, а еще участвовал в строительстве Останкинской башни — Видов помнил ее шестиметровой. Полное среднее образование ему пришлось получать в вечерней школе.

А вот в артисты идти Олег не собирался. Но красивого 16-летнего парня увидела режиссер Искра Бабич и пригласила в свой фильм «Первое свидание». Были и другие киношные опыты — и Олег решил подавать документы во ВГИК.

На первых порах помогала красота

Олег Видов — Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане»
Олег Видов — Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане»

Симпатичное лицо Видова нравилось режиссерам — его начали снимать уже с первого курса. После нескольких малозаметных эпизодов он сыграл первую настоящую роль — Владимира в фильме Владимира Басова «Метель» по повести Александра Пушкина. И сразу же еще одна удача: выразительный и трагичный Медведь в экранизации «Обыкновенного чуда» (режиссер — Эраст Гарин).

А после роли князя Гвидона белокурого красавца заметили за рубежом и пригласили сняться в фильме «Красная мантия». Скандинавскому режиссеру нужен был настоящий викинг — и Олег Видов подошел идеально.

Советский викинг

Кадр из фильма «Красная мантия»
Кадр из фильма «Красная мантия»

Тщательно подготовленный советскими службами и давший разные подписки Олег во время съемок в Дании постоянно боялся, что его завербуют иностранные спецслужбы, пугливо озирался по сторонам. А самым большим испытанием для нашего артиста стали эротические сцены. Его партнерша, датская актриса, без тени смущения раздевалась, а Олег мучительно краснел, потел и возмущался.

В конце концов режиссер ему сказал: «Олег, извини, но во времена викингов еще не придумали нижнего белья». Скрепя сердце Видов отыграл эпизод в обнаженном виде, а потом, едва дождавшись сигнала, что сцена снята, молниеносно вскочил и оделся. Так что Видов был настоящим советским человеком, с детства впитавшим в себя все догмы и правила. И в то время ему даже в голову не приходило покинуть страну.

Как Олег Видов оплатил работу французской кинозвезды

Олег Видов в фильме «Красная мантия»
Олег Видов в фильме «Красная мантия»

За работу скандинавы заплатили ему круглую сумму в валюте. Как законопослушный гражданин, Олег все деньги отнес в советское посольство. Сам Видов довольствовался более чем скромными суточными.

Интересно, что весь гонорар Видова целиком был потрачен на оплату французской актрисе Ани Жирардо, снимавшейся в фильме Сергея Герасимова «Журналист», - кстати, роль у нее была совсем небольшая.

Картина «Красная мантия», правда, с сильно сокращенными любовными сценами, с огромным успехом прошла в Советском Союзе. Фильм номинировался на главный приз на кинофестивале в Каннах. Во многих странах зрители запомнили потрясающе красивого и талантливого русского артиста. Его стали приглашать другие иностранные режиссеры, он снялся в нескольких югославских фильмах.

А потом пришел новый виток популярности — роль мустангера Мориса Джеральда во «Всаднике без головы». Фильм стал самым популярным в 1973 году — его посмотрели 69 миллионов зрителей!

Через год успех повторился — на экраны вышел советско-японский фильм «Москва, любовь моя», где главные роли исполнили Комаки Курихара и Олег Видов.

Как становятся перебежчиками

Прошло всего несколько лет — и в стране принялись «закручивать гайки». Олега Видова очень хотел снимать Дино де Лаурентис — известный продюсер, многих артистов сделавший миллионерами. Он предлагал нашему актеру семилетний контракт, предполагающий по два фильма каждый год. Чиновники Госкино отрезали: «Нам здесь западные звезды не нужны!».

Следующую «оплеуху» Видов получил, когда его пригласил Карел Рейс — британский режиссер — в фильм «Любовники Айседоры» на роль Сергея Есенина. Из СССР режиссеру ответили — Видов болеет, поэтому сниматься не будет. Вдобавок ко всему, Видову вставляла палки в колеса бывшая жена, у которой было много влиятельных знакомых.

Именно тогда у артиста впервые родилась идея покинуть страну. В 1983 году Видов женился на гражданке Югославии, чтобы выехать за границу по гостевой визе. Из Югославии ему помогли перебраться в Италию. Там он встретил американскую журналистку Джоан Борстен. Олег сразу влюбился в умную и красивую женщину, она ответила ему взаимностью и стала четвертой женой артиста.

Видов переехал в США и продолжал много сниматься. У нас распространялись злобные сплетни о том, что на Западе он стал незаметным актером, но на самом деле Олег снялся в двух десятках крупных картин, его хорошо знал западный зритель. А если бы в свое время ему не помешали принять предложение Дино де Лаурентиса, без сомнения, Олег Видов сделался бы мировой звездой кино.

Все калифорнийские друзья отзывались о Видове как о скромном, воспитанном и доброжелательном человеке, которого не коснулась звездная болезнь.

Тоска по родине до последнего часа

Проблемы со здоровьем впервые посетили Видова во время съемок в фильме «Дикая орхидея» Залмана Кинга. Он ехал на мотоцикле за Микки Рурком, когда вдруг потерял управление и чуть не разбился, — отказало боковое зрение. Пришлось обращаться к врачам, которые сделали все что могли и продлили артисту жизнь еще на два десятка лет.

Похоронен Олег Видов в Голливуде. Но он до последнего дня тосковал по России и писал о ней стихи. И на Родине хорошо помнят белокурого красавца, которому пришлось стать иностранцем.

Вам может быть интересно: