Солженицын предал жену, спасшую ему жизнь

Писатель с Наталией Светловой и сыновьями (Ярославль, 1994 год). Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Писатель предлагал супруге, которую сделал бесплодной, остаться у него в любовницах

11 декабря отмечается 100-летие со дня рождения Александра Солженицына, автора романов «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Август Четырнадцатого» и др. Оценка его личности переосмысливается постоянно. Сначала его воспринимали как невинную жертву, затем называли «литературным власовцем», а после окрестили «живым пророком». Похоже, сейчас новый оценочный этап. Многие категорически против торжественных мероприятий, приуроченных к юбилею. И совсем никто не вспоминает, что 15 лет назад ушла из жизни первая супруга литератора - Наталья Решетовская. Действительно, кто она такая?

Шок, растерянность, гнев - все эти чувства перемешались в голове Солженицына тем памятным летним днем 1972 года. Приехав на свою дачу в Борзовку, что недалеко от Наро-Фоминска, он решил скосить траву. Вдруг коса наткнулась на маленький холмик, обложенный увядшими цветами. Из него торчал кусок полиэтиленового пакета. Александр Исаевич потянул за него и обомлел. Оказалось, внутрь была засунута его собственная фотография. Словно кто-то похоронил писателя, известного во всем мире, в крохотной могилке. Солженицын не сомневался в том, кто это сделал. И прекрасно знал, за что.

Занимались любовью на сене

«Какой странный брак, - сказала Галина Вишневская мужу Мстиславу Ростроповичу после знакомства с первой женой Солженицына Натальей Решетовской в начале 70-х. - Нет, они не созданы друг для друга». Не вязался в ее представлении  угрюмый бородатый писатель с большеглазой хрупкой супругой, похожей на «вечную невесту из провинциального дворянского гнезда».

Познакомились Наташа и Александр в Ростовском университете - она училась на химфаке, а он - на физмате. 2 июня 1938 года состоялось решающее объяснение.

«Уже было темно, - вспоминала Решетовская. - На небе мерцали звезды. Мы гуляли с Саней по Театральному парку - это было самое любимое место наших свиданий. Мы сидели на скамейке под сенью белых акаций и тополей, о чем-то говорили. А потом Саня как-то неожиданно замолчал, глубоко вздохнул и… признался мне, что любит. Я просто растерялась и не знала, что сказать… и заплакала».

27 апреля 1940 года они расписались. В свадебное путешествие поехали в Тарусу, жили в доме без удобств. Саня читал ей вслух «Войну и мир», сравнивая юную жену с Наташей Ростовой, а жаркие ночи они проводили на сене, которым были набиты даже подушки. Казалось, что впереди долгая и счастливая жизнь…

С обманутой Натальей Решетовской. Фото из личного архива

Принудил к аборту

Детей молодой Солженицын не хотел категорически. Когда Наталья забеременела, он заставил ее сделать аборт. Как утверждает последний супруг Решетовской  - литературовед Николай Ледовских, именно из-за этого она больше никогда не могла иметь детей. Более того, у нее развился рак матки, она долго и тяжело лечилась.

А вскоре грянула война. Мужа призвали. За все военное лихолетье они виделись всего месяц - Наталья посетила его на фронте по поддельным документам.

Великая Отечественная шла к победному концу. Казалось, вот-вот - и супруги снова будут вместе. Но за три месяца до Победы Солженицына арестовали за дикие письма, которые тот писал своему другу. В них он ругал Сталина, а также рассуждал о свержении советской власти. Это в военное время! Расстреливали и за меньшее, но Солженицыну дали восемь лет. Для Натальи настали тяжелейшие времена.

Она каждый месяц отправляла мужу посылки, несмотря на крайнюю нужду. Получала, к примеру, по карточкам селедку, обменивала ее на хлеб и посылала Солженицыну. Мать, чтобы помочь дочери, спекулировала. По тем временам очень серьезное преступление. После отмены карточной системы Наталья большую часть зарплаты также тратила на передачи. Муж писал ей: «Ты спасла мне жизнь и даже больше, чем жизнь».

Снова отказалась от детей

Перспектива выхода на свободу политзэка была туманной, к тому же впереди маячила бессрочная ссылка. Солженицын неоднократно писал, что дает жене вольную. И после четырех военных лет ожидания и шести лагерных Решетовская ответила на ухаживания коллеги по Ростовскому сельхозинституту, где преподавала. Всеволод Сомов был старше ее на 10 лет, имел двоих сыновей, Сережу и Борю, которые сразу ее полюбили. Наталья Алексеевна наконец-то смогла реализовать свои мечты о материнстве.

После четырех лет размеренной и вполне счастливой жизни с Сомовым Решетовская узнает, что Солженицын в 1953 году вышел на свободу. И в 1956-м оставляет свою новую семью, вернувшись к вчерашнему узнику. Ему нужна поддержка. Он болен, у него рак яичек, перенес две операции в тюремной больнице.

Однако все обошлось, Солженицын устроился учителем на минимальную ставку в 60 рублей, его супруга получала 320. Она буквально растворилась в любимом. Служила ему, его делу. Перепечатывала рукописи, вела переписку с осужденными, брала на себя всю рутину.

Жизнь налаживалась. В 1957 году писателя реабилитировали. По указанию Хрущева в журнале «Новый мир» печатают «Один день Ивана Денисовича». Замаячила Ленинская премия. Появляются деньги. Однако, по словам жены писателя, «в плане подарков Саня был достаточно скуп: иногда цветы - букетик ландышей в день регистрации, иногда ноты, книги». Самый дорогой подарок за всю жизнь - серебряный стаканчик.

 

«Вместе до гроба!»

Там, где слава, там и женщины. Муж начал изменять. Решетовская оправдывала его увлечения тем, что это часть жизни любого творческого человека. И терпела.

Одной из пассий  была ленинградка, профессор математики. История фактически описана Солженицыным в «Красном колесе».

«Женщина была моложе меня года на четыре, - вспоминала Наталья. - Выглядела хорошо, а вот мне было некогда заниматься собой. И Саня увлекся. Поехал в Ленинград». Вернувшись, с порога признался в романе.

Решетовская сделала выводы, начала за собой следить. Даже хладнокровно предложила ошеломленному мужу жить в изолированной комнате с отдельным входом в квартиру.

А уж когда в гости пришел Александр Твардовский и начал сыпать комплиментами хозяйке - мол, и доцент, и машину водит, и на пианино играет, - Солженицын совсем размяк. «Можешь все ленинградские письма из папок выкинуть и уничтожить, - сказал он. - Этой женщины в моей жизни больше не существует».

27 апреля 1970 года они отпраздновали юбилей совместной жизни. Солженицын провозгласил тост. «Выпьем за то, чтобы до гроба быть вместе!» А через несколько месяцев Решетовская узнала, что помощница мужа Наталья Светлова беременна от него.

Попытка самоубийства

Удар был тем больнее, что сама Наталья Алексеевна отказалась от материнского счастья ради мужа. И вот теперь ее многоликий Саня  предлагает развестись. «Ты будешь моей любовницей!» - «успокаивал» он. Вот тогда-то Наталья Решетовская и устроила похороны любви.

«Я взяла со стола полиэтиленовый пакет, положила в него фотографию Сани и пошла к своей скамеечке под ореховым деревом, присела на нее, а потом… потом чуть подальше от нее выкопала своего рода могилку. Присыпала ее землей, грани обложила гвоздиками, а из листьев какой-то травы выложила дату нашего с ним расставания-развода - 22 июля 1972 года», - написала она.

Солженицын был вне себя:  «Ты меня как будто живьем похоронила!» - кричал он на Решетовскую. Искренне не понимая, что для нее самой жизнь потеряла всякий смысл. В отчаянии женщина приняла несколько пачек снотворного. Откачали ее с трудом. Но разрыв был уже предрешен. До официального развода Светлова успела родить еще двоих детей. А Солженицын, видимо, чтобы найти себе оправдание, начал обвинять женщину, посвятившую ему всю жизнь… в сотрудничестве с КГБ.

Спустя много лет он все же оплатит сиделку угасающей, прикованной к постели бывшей супруге. Но с последним юбилеем - 80 лет - поздравит ее не лично, а через разлучницу Наталью Светлову, мать своих троих детей.


ЭТАПЫ ГНИЛОГО ПУТИ

«Какая же уютная жизнь - шахматы, книги, пружинная кровать, добротные матрасы, чистое белье. Да я за всю войну не помню, чтоб так спал. Натертый паркетный пол... Эта центральная политическая тюрьма - чистый курорт. Я вспомнил сырую слякоть под Вормдитом, откуда меня арестовали и где наши сейчас месят грязь и мокрый снег, чтоб не выпустить немцев из котла».

Фото из личного архива Александра Солженицына


Цитата

Обыкновенный графоман

Джейкоб БИМ, глава Организации по подрыву соцстран при Совете национальной безопасности США (Operations Coordinating Board):

Первые варианты рукописей Солженицына были объемистой многоречивой сырой массой, которою нужно было организовывать и редактировать в понятное целое. Я нашел десяток талантливых редакторов и засадил их за основательную чистку текста. Получилась книга «Архипелаг ГУЛАГ», которая помогла сокрушить диктатуру пролетариата в СССР.


Так и сказал

А. Солженицын:

США давно проявили себя как самая великодушная и самая щедрая страна в мире. Ход истории сам привел вас - сделал мировыми руководителями... Пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела.


Имей в виду!