«Чернобыль»: сериал, который сняли не мы
Трагическую 30-летнюю годовщину Чернобыльской аварии отмечали в 2016-м году, но ее призрак достиг нас только сейчас. Помимо русского сериала «Чернобыль. Зона отчуждения», на канале HBO вышел и американский «Чернобыль» - впрочем, исполнитель одной из главных ролей в нем, Стеллан Скарсгард, считает его «именно фильмом, просто длинным и поделенным на серии». В отличие от нашей «Зоны отчуждения», снятой в жанре фантастики, американский «Чернобыль» предельно реалистичен – внимание к деталям абсолютное.
Нашего зрителя «Чернобыль» подкупил именно этим – никакой «клюквы», никаких «плохих русских» (даже партийные работники показаны живыми людьми), никаких агиток в стиле современной «холодной войны». Только предельное уважение к советским людям, готовых на подвиг в самых страшных обстоятельствах.
Про людей
Авторы настаивали на том, что «Чернобыль» - это фильм прежде всего про простых (и не очень простых) людей, шахтеров, ученых, пожарных. Это попытка понять уникальный характер советского человека, не соблюдающего правила, верящего в «авось», зато готового к самопожертвованию почти в любой момент. «Взрыв – наименее интересная часть фильма», - говорили авторы.
Консультанты
Если в 1986 году вы были в сознательном возрасте, вы узнаете все малейшие детали быта советского человека – от термоса в красную клетку, до массивных стеклянных пепельниц. Сценариста сериала Крэйга Мазина, действительно, консультировали «наши», бывшие жители Припяти.
Место съемок
Большую часть материала сняли в Литве – там, по мнению авторов, сохранилось достаточно много зданий и локаций, связанных с советским прошлым (и с Прибалтикой легче договориться о съемках). Кроме того, у группы был доступ к Игналинской АЭС, «сестре» Чернобыльской АЭС. Роль Припяти «исполнил» один из спальных районов Вильнюса – правда, режиссер очень огорчался, что в домах кое-где видны пластиковые окна (надеемся, в кадре вы их не заметите).
Актеры и прототипы
По сути, главную роль, замдиректора Института атомной энергии Курчатова, Валерия Легасова, сыграл Джаред Харрис. Сериал начинается с самоубийства Легасова спустя два года после аварии. Жизнь этого ученого, действительно, трагична – не будучи даже физиком-ядерщиком, он возглавил комиссию по ликвидации последствий аварии, и пробыл в Чернобыле гораздо дольше, чем должен был. Обязательно прочитайте о нем - Легасов один из незаслуженно забытых героев нашего времени.
Стеллан Скарсгард сыграл зампредседателя Совета Министров Бориса Щербину.
Пол Риттер стал Анатолием Дятловым, зам главного инженера по эксплуатации Чернобыльской АЭС. Именно его назвали главным виновником трагедии – хотя, скорее всего, на него свалили коллективные грехи. Настоящий Анатолий Дятлов получил огромную дозу радиации, но несмотря на это был осужден на десять лет. Отсидев четыре года, он был выпущен по состоянию здоровья (за него хлопотал академик Сахаров). Умер от инфаркта зимой 1995 года.
44-летний актер Давид Денсик сыграл 55-летнего Михаила Горбачева.
«Ляпы»
Их гораздо меньше, чем можно было ожидать. Конечно, в 1986-м обращение друг к другу «товарищ» было не в ходу, и мы не называем друг друга полными именами, «Людмила» или «Василий». Не было в СССР и звезд на пожарных касках. Ну и водку в «Чернобыле» пьют маленькими глотками – скажите уже кто-нибудь американцам (и в Голливуде тоже), что у нас ее пьют залпом, в один присест!
Большинству наших зрителей также не нравится собирательный образ женщины-ученого Ульяны Хомюк (Эмили Уотсон) – возможно, потому, что ее героиню окружают реальные прототипы.
Отзывы тех, кто там был
«Задумка интересная, но там все немного утрированно. Последствия влияния радиации видны не сразу, а через некоторое время. В сериале главный инженер убеждал всех в том, что все хорошо и эвакуация не понадобится. В реальности, именно главный инженер первым начал настаивать на эвакуации населения»
(Сергей, младший научный сотрудник, работал на ЧАЭС)
«В сериале все показано правдиво в плане ключевых моментов самой аварии. Я удивился, где они нашли столько аппаратуры 80-х годов. Ее сейчас, как говорят, днем с огнем не сыщешь»
(Артем, ликвидатор аварии на ЧАЭС)
«За время работы больше всего меня поразило то, что людей не ценили. В этом сериале Горбачев сказал, что войны без потерь не бывает. И эта фраза не выдумка, а наша реальность»
(Александр, дозиметрист, работал на ЧАЭС)