Рудольф Нуреев жаловался друзьям, что его угробил директор Мариинки

Рудольф Нуреев
Рудольф Нуреев. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
30 лет назад, в ноябре 1989 года, произошло знаковое событие в мире балета

Мировая звезда, легендарный Рудольф Нуреев по приглашению худрука Мариинки вернулся с гастролями в Советский Союз. Впервые после своего побега на Запад. Выступив в Париже в 1961-м, он попросил политическое убежище, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР. Этого возвращения ждали многие, однако поклонников поразил внешний вид Рудольфа. Он хромал, выглядел изможденным, потерял свои роскошные волосы…

К тому времени ни для кого не было секретом, что Нуреев смертельно болен. Он стал первым «россиянином», заболевшим СПИДом. (Неудивительно, учитывая его беспорядочные контакты с юношами.) Недуг долго не давал о себе знать, но ко времени приезда в СССР угасание стало очевидным настолько, что прежде плохо относившийся ко всякого рода снадобьям танцор даже начал экспериментальное лечение.

На Западе уже давно ходили разговоры, что техника Нуреева так ослабла, что он не может ничего. Однако худрук балетной труппы Мариинского театра Олег Виноградов мечтал, чтобы на его сцене Нуреев еще раз исполнил свою знаменитую «Сильфиду».

Виноградову сейчас 82
Виноградову сейчас 82. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Едва артист приступил к репетициям, как разочарование поклонников и журналистов усилилось.

- Я видела, что он болен, что у него нет дыхания, что ему трудно, - вспоминает подруга и поклонница артиста Тамара Закржевская. - Рудик, который раньше вставал на высокие пальцы и крутил туры сколько нужно, три пируэта свертит - и всё, больше не может.

Нуреев и сам понимал, что не справляется. Он предлагал заменить «Сильфиду» чем-то полегче, однако Виноградов наотрез отказался.

Поклонники до сих пор не понимают, почему танцор не привез из-за рубежа свои знаменитые костюмы и выступал в наших «ужасных». Колет (короткая приталенная куртка без рукавов) из костюмерных Мариинки был ему тесен, а шотландская юбка (герой балета - шотландец) не прикрывала изуродованных операциями коленей. Артисты и друзья не смогли удержаться от слова «уродливый», и Нуреев оскорбился: отказался от парика и от предложения заменить юбку.

Тем не менее наша публика устроила артисту овацию. Как писали критики, зрители сумели разглядеть то, что было 30 лет назад, и их аплодисменты относились к прошлому.

Буквально через три года во время премьеры «Баядерки» 53-летний Нуреев будет выглядеть дряхлым стариком (вскоре, 6 января 1993 года, он скончается). Облысевший, исхудавший, не в силах не то что танцевать, но вообще встать на ноги. В своем плохом состоянии он будет винить тот роковой визит в СССР и вымотавший его силы танец.

- Это Виноградов угробил меня, - скажет он друзьям.

Революционный костюм

Так совпало, что 30 лет спустя, в день выступления Нуреева на сцене Мариинки, в столичном Музее моды (том самом, где директор - победительница конкурсов «Мисс Россия» и «Мисс Вселенная» Оксана Федорова) пройдет выставка «Русский балет - мода навсегда». Там, помимо произведений Бакста, императорской мебели, современной живописи и «фигурин» - фигурок балерин из кружевного фарфора, можно будет посмотреть, как трансформировалась балетная мода, и увидеть знаменитые балетные костюмы великих танцоров: Майи Плисецкой, Мариса Лиепы и, конечно, Рудольфа Нуреева.

- Мало кто знает, что Нуреев дарил свои костюмы ученикам, - рассказала начальник выставочного центра музея Полина Уханова. - Например, к нам костюмы попали из коллекции ученика Нуреева, танцовщика Айдара Ахметова.

Нуреев произвел настоящую революцию в театральной моде, модернизировав наряды танцовщиков. Например, если раньше мужские колеты были удлиненными и закрывали ноги, то благодаря смелости Рудольфа камзол укоротился настолько, что перестал скрывать ягодицы. Выглядело это намного эротичнее, но смысл экспериментов был не только в этом.

Рудольф дружил с таким же «невозвращенцем», как он - легендарным танцовщиком Михаилом Барышниковым
Рудольф дружил с таким же «невозвращенцем», как он - легендарным танцовщиком Михаилом Барышниковым. Фото: Getty Images

- Костюм Нуреева стал более удобным, - говорит Уханова, - а поскольку у него были прекрасные костюмеры, то до сих пор современные танцоры стараются шить наряды по его лекалам.

Еще одно ноу-хау касалось штанов. Свою первую реформу «Чингисхан балета», как называли Нуреева, провел еще в детстве. На концерте самодеятельности для железнодорожников в 1953 году 15-летний Рудик выступил... без брюк. Правда, не по своей воле. Для матросского танца, который он исполнял, не подготовили клешей нужного размера. Выданные ему были большими и в течение танца несколько раз спадали.

После, уже будучи танцовщиком Театра им. Кирова в Ленинграде, Нуреев продолжит начатое. В 1959 году на балете «Жизель» снова предстанет на публике без штанов, но уже не по ошибке.

Наряды танцовщиков в те времена были весьма целомудренными: мужчины надевали плотные трусы, трико, а поверх - смешные коротенькие штанишки. От них-то и решил отказаться Рудольф. Станцевав первый и второй акты, он вознамерился выйти на сцену в невероятном по тем временам виде: белом трико поверх специального бандажа, прикрывающего причинные места.

Как пишет биограф артиста Елена Обоймина, антракт продлился целый час, во время которого Нуреева призывали одуматься и надеть штаны. Но тот был непреклонен:

- Мне не нужны эти «абажурчики», они режут линию ног, - возмущался он.

Когда занавес открылся, зал, потрясенный бесстыдством танцора, впал в оцепенение. Зрители решили, что Нуреев забыл надеть штаны. Однако акция Рудольфа имела успех и стала отличным пиар-ходом. На его выступления в сексуальном костюме народ ломился, пресса замечательно приняла скандал, а коллеги ворчали, почему им тоже нельзя выходить на сцену в таком виде.

Впоследствии костюм, созданный Рудольфом, достался «в наследство» Михаилу Барышникову, а наш герой продолжил удивлять балетными нововведениями уже видавший виды Запад.

Избавившись от штанов-абажурчиков, артист продолжил избавляться от остальных деталей одежды. Он очень любил выходить на сцену с голой грудью, а в его собственной версии «Спящей красавицы» сверкали обнаженные ягодицы. И как говорили критики: «Одной из основных линий создания им собственного сценического имиджа было стремление максимально раздеться во время спектакля».

Так выглядит балетный бандаж для мужчин
Так выглядит балетный бандаж для мужчин

О бандаже и заячьей лапке

На выставке в Музее моды не менее интересным экспонатом будет и костюм Мариса Лиепы. Ведь если Нуреев совершал балетную революцию в Ленинграде, то Москву удивлял именно Марис, первым в столице выйдя на сцену в бандаже под трико.

Для тех, кто заинтересовался темой бандажа, поясним. Так называют специальное белье для танцев на эластичной ленте с плотной коробочкой спереди и веревочкой сзади. Конструкция бандажа такая, что очертаний белья под трико не видно, как ни вглядывайся. Все мужское добро упаковывается вверх для удобства танцующего, а сидеть бандаж должен как влитой. По негласной традиции танцовщиков поправлять конструкцию во время занятий и вообще вне раздевалки и туалета считается дурным тоном.

Понятно, что заставить начинающих танцоров надеть это на себя подчас сложнее, чем разучить новое па. Поэтому некоторые учебные заведения тянут до упора, чтобы мальчик уже прочно подсел на танцы и одежда не сломила его желания танцевать.

Кстати, для того чтобы «достоинство» выглядело более достойно, с давних времен танцоры использовали кроличью лапку. Сейчас, по слухам, для этих целей в ход идет плечико от одежды.

Подковерная игра Матильды

На выставке можно увидеть эскизы костюмов к знаменитым «дягилевским сезонам». В начале прошлого века труппа русского импресарио своими смелыми костюмами с обилием сверкающих драгоценностей произвела настоящий переворот в европейской моде, став предвестником стиля ар-деко и эпохи «великого Гэтсби».

- Вся Европа сходила с ума по экзотике, и русские костюмы казались европейцам очень экзотическими, - говорит Уханова. - Дягилев приглашал наших лучших художников, они использовали пусть и несколько лубочные образы, но такие, которые точно бы понравились зрителям.

Результат превзошел все ожидания. После «Клеопатры» и «Шахерезады» «Русских сезонов» стала меняться французская, а следовательно, и вся мировая мода. Страшно подумать, что переворота в моде могло не произойти, если бы не казус с пропавшими штанами Нижинского. В 1911 году танцовщик и фаворит Дягилева тоже исполнял партию Альберта в «Жизели», и тоже без штанов. Правда, от пышных «абажурчиков» отказался не сам Вацлав, а художник спектакля Александр Бенуа. По итогам выступления разгорелся скандал. На беду, в ложе сидела вдовствующая императрица Мария Федоровна, и предполагалось, что именно ее взор оскорбил вид бесштанного Нижинского.

На самом деле 64-летняя Мария Федоровна не раз повторяла, что Нижинский ей очень понравился и абсолютно не оскорбил, но старушку не слушали. Организовать бучу было на руку сторонникам Кшесинской. В итоге Нижинского уволили, Дягилев проиграл в подковерной игре Матильде. А после истории со штанами «Русские сезоны» стали зарубежной частной антрепризой и прославили все русское на весь мир.


Гомосексуальное письмо Стравинского Дягилеву продали за 750 тыс. руб.

14 ноября на аукционе «Литфонд» за рекордную сумму в 750 тыс. руб. (при старте в 150 тыс.) ушло гомосексуальное письмо композитора Игоря Стравинского меценату Сергею Дягилеву, датированное 22 февраля 1922 года. «Мой дорогой Сережа, чувствую, что тебе тяжело на душе, что мучают тебя твои-мои дела. Ах, если бы мне чем-нибудь можно было бы помочь тебе! Чем? Если музыкой своей не удается помочь, то чем же? Не членом, чОрт возьми, хотя он не дурен. Твой И. Стравинский».

Считается, что композитора Стравинского открыл именно меценат Дягилев (справа)
Считается, что композитора Стравинского открыл именно меценат Дягилев (справа). Фото: Getty Images

Те, кто считают, что специфический оттенок письма - случайность, неправы.

Ведь ни для кого не секрет, что команда Дягилева была первой международной гомосексуальной арт-тусовкой, нисколько этого не скрывавшей.

Читайте также: