Татьяна Устинова: «Я готова на все ради Татьяны Дорониной»

Татьяна Устинова
Татьяна Устинова
Благодаря космонавту Гречко писатель и телеведущая поверила, что на Марсе есть жизнь

Популярная писательница, автор детективных романов Татьяна Устинова, которая с марта 2015 года ведет авторскую телепрограмму «Мой герой» на телеканале «ТВ Центр», в этом году отмечает 20-летие творческой деятельности.

— Вы окончили самый интеллектуальный вуз страны — МФТИ им. Баумана. Как относитесь к легенде о том, что физик Никола Тесла изобрел машину времени?

— Я училась в МФТИ очень плохо. Все, что мне приходится узнавать про физику, я спрашиваю у своего мужа — доктора наук. С точки зрения базовой физики путешествие на машине времени невозможно. Но время — это такой фактор, о котором базовая физика не знает ничего. Мне пришла в голову мысль: «А вдруг время не линейно, а дискретно?» Это значит, что существуют разрывы, а следовательно, есть вероятность в них попасть. Если кто-то посчитает, как попасть в эти разрывы времени, это и есть та самая машина, которая путешествует по векам. Вполне возможно, что абсолютный гений Никола Тесла это сделал.

— Татьяна Витальевна, наверняка среди гостей вашей передачи «Мой герой» были гении.

— Татьяна Васильевна Доронина — тот уникальный случай, про который Пушкин сказал: «Как блещет гений ваш чудесный». Оторваться от нее невозможно. После трех часов общения я готова была сделать все, о чем бы она ни попросила. Не важно, права она или нет.

Татьяна Доронина
Татьяна Доронина интуитивно выбирает себе собеседников, до которых должна донести важные мысли. Фото Дмитрия Лифанцева

— Как вам удалось уговорить ее на интервью? Константин Эрнст дал указание своим заместителям добиться эфира с Дорониной на Первом. У них не получилось, а у вас — наоборот.

— Осмелюсь предположить, что Татьяна Васильевна сама меня выбрала в качестве собеседницы. Не в буквальном, конечно, смысле. Так, кстати, делала Анна Ахматова. Многие хотели взять интервью у Анны Андреевны, но она интуитивно выбирала тех, кому должна донести какую-то мысль.

— Из ваших героев кто был самым начитанным?

— Вне сомнения — Станислав Говорухин и Марк Захаров. Они не только были прекрасно образованны, но и много знали о реальной жизни и людях. Очень понравился космонавт Георгий Гречко. Удивительный собеседник. Благодаря ему я поверила в жизнь на Марсе.

Стас Пьеха — философски настроенный и интересно мыслящий человек. Никита Ефремов — интеллектуальный парень.

Татьяна Устинова
Татьяна признавалась, что долгие годы ее грызли страшные комплексы, дескать, она «не такая»: «Считала, что все из-за моего огромного роста, из-за бюста 18-го размера, из-за того, что я в очках...» Фото: Марина Волосевич/«Комсомольская правда»

— Когда вы все успеваете?

— Я очень плохо образованна и ужасно организованна. Помалкиваю, когда общаюсь с хорошо образованными людьми. Понимаю, что очень от них отстаю и уже вряд ли догоню. Образование — это просто чтение книг. Разных. Чтение позволяет получить системное представление о мире.

— Вы в своих книгах не боитесь убивать героев? Борис Гребенщиков** сказал мне в интервью, что «убитые персонажи — убитые люди».

— Согласна с Гребенщиковым на 100 процентов. Выражение Михаила Булгакова «Рукописи не горят» имеет не тот смысл, который мы вкладываем. Оно означает, что все написанное на бумаге — реальность. И Печорин — человек, и Онегин, и Анна Каренина. Кстати, я считаю, что Каренина — это сам Лев Толстой. Своими поступками Анна потеряла не только сына, а всю Вселенную, в которой жила. На это не пойдет ни одна женщина. Так мог поступить и поступил в финале жизни сам Лев Николаевич. Он по доброй воле потерял свою Вселенную. Женщина начала бы разрушать Вселенную, но потом одумалась бы и лихорадочно начала спасать.

— Литература может спасти человека?

— «Рукописи не горят» еще в том смысле, что все, что там происходит, — правда. Если человек, погружаясь в правду, верит в нее, то она его спасет. Поэтому каждый автор отвечает за текст головой. Только стопроцентные гении, как Достоевский, не боятся написать «Бесов». Я понимаю, что не Достоевский, и испугалась бы создавать такую реальность.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Ни с кем не хочет говорить: что стало с 90-летней Дорониной в доме престарелых
Юрий Соломин перед смертью держался за свое место в театре и жалел Татьяну Доронину: «То, как с ней поступили — это неприлично»