Художник Муха любил подержаться за груди моделей

Альфонс с натурщицей во время работы
Альфонс с натурщицей во время работы. Фото: Getty Images
Певец женской красоты подрабатывал резчиком надгробий

24 июля 1860 года в чешском городке Иванчице появился на свет Альфонс Муха, будущий художник, чье имя станет синонимом целого направления в искусстве - ар нуво. Он познал отчаяние и голод. Стал самым дорогим художником в мире. Национальным героем. И умер, замученный фашистами.

Альфонс Муха родился в небогатой семье. С юности полюбил театр, в котором играл и рисовал все - от декораций до входных билетов. Пел в церковном хоре. Но был увлечен живописью. На вступительных экзаменах в пражскую Академию художеств услышал о себе: «У автора этих работ нет таланта». Однако скоро 19-летнего юношу пригласили в Вену в декораторскую контору. Правда, в результате чудовищного пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, унесшего жизни более 500 человек, контора разорилась.

Муха впал в депрессию. На последние деньги купил билет на поезд, чтобы забиться в моравскую глушь. Там писал портреты местных жителей, подрабатывал резчиком надгробий. Талантливого юношу заметил граф Карл Куэн Беласси. Сделал своим «придворным» художником, в путешествиях по Европе знакомил с выдающимися мастерами. В одной из поездок Муха подружился с Леонидом Пастернаком - художником-импрессионистом, отцом будущего писателя. В 1887 году, замученный неурядицами, Беласси покончил с собой. На последние деньги Муха перебрался в Париж.

Рекламные плакаты как произведения искусства
Рекламные плакаты как произведения искусства. Фото: Legion-media.ru

Перебивался случайными заработками, ютился в дешевых меблирашках. Прочувствовал, что такое голод, пожирающий изнутри и не оставляющий никаких других мыслей, кроме как о хлебе насущном.

Он хватался за любую работу. В 1902-м Муха получил заказ на украшение церкви в Иерусалиме. Заказ в итоге был отменен, но его результатом стала одна из самых вдохновенных работ художника - «Мадонна лилий».

Рекламные плакаты как произведения искусства
Рекламные плакаты как произведения искусства. Фото: Legion-media.ru

1. Гений плакатной живописи

Считается, что звезда Альфонса Мухи взошла случайно. Перед Рождеством 1893 года в Париже не оказалось свободных художников. А театр «Ренессанс» нуждался в афишах к пьесам с великой Сарой Бернар. Такой заказ для молодого художника - настоящий подарок судьбы. Литографическая афиша «Жисмонде» прославила и спектакль, и имя моравского гения. Серия графических чувственных работ к выступлениям Бернар породила легенду о любви между актрисой и художником.

В Париже Муха снимал студию вскладчину с Винсентом Ван Гогом и выполнил несколько сотен заказов на журнальные иллюстрации, афиши, ресторанные меню и вывески. По его эскизам расписан кафель в ванных комнатах легендарного поезда «Восточный экспресс».

В городе с тысячью кафе и кабаре важно выделяться. Художники вдохновлялись японскими гравюрами укие-э с их простотой форм и цветов. Анри де Тулуз-Лотрек зазывал в «Мулен Руж», Теофиль Стейнлен - в «Черного кота», расположенного по соседству, а Муха - в театр «Ренессанс». И все они стали классиками.

2. Идеал красоты

«Что такое ар нуво? Искусство никогда не может быть новым!» - утверждал художник. Идейно Муха был «классиком». Для него, как и для творцов эпохи Возрождения, красота земная стала воплощением идеала. Вот почему он изобразил на одном полотне небесную Мадонну и простую девочку.

Муха ценил красивых натурщиц и не отказывал себе в удовольствии сжать обнаженную девичью грудь. Однако известно только о трех любовницах художника, каждая стала его моделью. А 23-летняя Мария (Марушка) Хитилова, дочь пражского искусствоведа, еще и супругой. Муха женился в 46 лет. Мария управляла всеми заказами мужа, вела документацию. Их дочь Ярослава тоже стала художницей, а сын Иржи - переводчиком и писателем.

3. Цветочный символизм

«Я лилий нарвала прекрасных и душистых / Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой / С их лепестков, дрожащих и росистых / Пила я аромат и счастье, и покой», - писала Анна Ахматова в те же годы, когда Муха создал свою Мадонну. Цветок белой лилии -символ чистоты, непорочности и религиозности. Считалось, что лилии распустились там, куда упали слезы Евы, покидающей земной рай. Лилия - символ Девы Марии (Мадонны).

Жена Марушка (в круге)
Жена Марушка (в круге). Фото: Legion-media.ru

4. Пионер фотоискусства

Не только в живописи Муха был изобретателем. Он одним из первых среди художников начал фотографировать - рисовать по снимку было дешевле, чем оплачивать натурщиков. Роскошные девы с его плакатов призывали купить вино и пиво, сигареты и сладости, парфюм и чистящие средства. «Плоское изображение» стало эстетикой Мухи. Ту же «Мадонну лилий» он выпустил отдельно как фотопортрет.

5. Патриот

На рубеже XIX и XXвека в Европе появились многочисленные национальные движения. После Первой мировой войны образовалась независимая Чехословакия. Еще в 1899 году художник совершил «славянскую экспедицию», фотографируя и зарисовывая традиционный быт и костюмы народов Восточной Европы. С 1912 по 1928 год он создал «Славянскую эпопею» - 20 монументальных полотен. Разработал дизайн чешских банкнот и государственных документов. Не случайно девочка на картине одета в костюм со славянскими узорами. Патриотизм Альфонса обеспечил ему официальный статус врага Третьего рейха. В 1939-м в захваченной фашистами Праге 78-летнего художника таскали с допроса на допрос. В холодных и сырых казематах, где его держали без еды и воды, Муха подхватил пневмонию. 14 июля 1939 года он скончался.

6. Венок на память

Вечнозеленый плющ - символ стойкости и бессмертия. Обвивая погибшие деревья, он будто прославляет жизнь вечную. Венок из листьев плюща еще и символ памяти. Для художника - памяти о великом духовном послании, которое несет искусство.

Читайте также: