Отказ Европы от торговли с Ираном на доллары – начало большого пути

Закат над нефтяными вышками. Символично. Фото: Pxhere.com
Эксперты рассказали EG.RU, почему отказ от торговли нефтью за доллары есть нормальное и взвешенное решение. Более того, у евро и других национальных валют есть очень интересная альтернатива...

19 мая в Тегеран приедет большой европейский чиновник – еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете. Он должен гарантировать, что европейские страны не собираются выходить из ядерной сделки с Ираном вслед за Америкой – точнее, ее президентом Дональдом Трампом. Кроме того, стороны продолжат сотрудничество и в транспортной, и в кредитно-финансовой сфере.

Но это еще полдела. Самое существенное, что источники в Брюсселе сообщают: крупнейшие европейские покупатели иранской нефти готовы перейти к расчетам в евро.

О торговле нефти за евро и национальные валюты речь идет уже довольно давно. Но все равно подавляющая часть нефтяных контрактов заключается с суммой в долларах. Между тем в международной торговле «усталость от доллара» чувствуется тем сильнее, чем более непредсказуемой становится политика США.

Для России наибольшее значение имеет переход на «прямую торговлю» юань-рубль с Китаем. Но и этот процесс проистекает не так гладко, как хотелось бы. Так, только в октябре 2017 года Народный банк Китая запустил систему PVP для прямых расчетов в юанях и российских рублях. Но общая доля таких расчетов очень мала – не больше 9–15% в не таком уж большом товарообороте между странами.

Евросоюз отходит от США?

Решение Брюсселя торговать с Ираном за евро неизбежно становится символическим актом на фоне выхода Соединенных Штатов из иранской ядерной сделки. Но вот насколько оно будет иметь практические последствия, будет ли означать отход крупнейших европейских держав от Вашингтона или останется эффектным жестом – пока еще вопрос.

Нет сомнений, что если нефтяная торговля с Ираном действительно будет переведена на евро, такой шаг окажет определенное влияние на всю конъюнктуру нефтяного рынка, пусть и не изменив его кардинально. Но еще существеннее общая тенденция к диверсификации, которая наметилась достаточно давно. Вот как раз этот процесс – уход от финансового однообразия по всей совокупности хозяйственных действий – может получить очень серьезный импульс в случае утверждения нового решения Евросоюза.

Отступление доллара неизбежно

Насколько меры Евросоюза способны повлиять на нефтяную отрасль России, и каким образом они скажутся на рынке нефти в целом?

Отвечая на вопросы EG.RU, Максим Чирков, доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ, подчеркнул:

Конечно, на практике это будет означать уход от ориентации на США. Но это не единичный случай, а общемировая тенденция. Все страны в мире уходят от доллара, пытаются преодолеть доллароцентрическую систему. И тут большим подспорьем оказываются современные информационные технологии. При их помощи проще проводить конвертацию.

Россия тоже будет использовать свою национальную валюту, уменьшая зависимость от третьих стран. Такую игру начинают самые крупные образования – мы, Китай, Евросоюз. Но потом пойдут и более мелкие. Процесс остановить нельзя, доллар будет отступать, но на какой срок затянется переход – сказать сложно. Когда-нибудь мы проснемся в другом мире, где у американской валюты не будет той роли, которую она играет в настоящее время.

Сегодня Россия торгует в основном за доллары, но в ближайшие десятилетия с Европой мы станем торговать в евро или в рублях.

Ударим золотом по спекуляциям?

О необходимости кардинальных перемен на нефтяном рынке говорит и Рустам Танкаев, член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты России.

По убеждению г-на Танкаева, суть проблемы состоит в необходимости победить биржевые спекуляции на котировках, которые в последние годы стали особым и весьма прибыльным видом бизнеса, в том числе и в государственном масштабе.

– Хитрость тут в том, – полагает Танкаев, – что за 20 последних лет ФРС США приспособилась манипулировать курсом доллара и влиять таким образом на цены на нефть. Но переход к другим валютам панацеей не назовешь: опыт манипулирования валютой очень привлекателен для всех участников рынка. После продажи нефти всегда есть несколько дней, можно сыграть на курсе и в итоге получить большую прибыль.

И здесь национальные валюты дают еще больше возможностей для маневра, потому что они менее стабильны, чем доллар или евро. В итоге вы можете сыграть на курсе и получить большую прибыль, а ваш клиент, соответственно, меньшую. Ну и так далее.

Это перетягивание каната мы видим постоянно, и с долларом, и без него.

Евро, в сущности, никак не меняет ситуацию, если не брать просто некоторый откат от доминирования США. Наше правительство говорит, что мы хотели бы торговать за рубли, но за рубежом таких желающих мало: люди смотрят на курс нашей национальной валюты и не хотят участвовать в этой игре. Да и для государства она выгодна только в короткой перспективе, потому что Российская Федерация имеет доход в рублях, а обязательства – в валюте.

Но из этой западни есть выход. Речь идет о переходе на расчеты за нефть, газ и нефтепродукты в золоте. И тут складывается очень интересная ситуация. 75% всех колебаний цен на нефть было связано за последние двадцать лет с колебаниями золота. И только 25% – с чисто рыночной конъюнктурой. А цены в долларах за это же время менялись в десятки раз. Во всех банках существуют «металлические счета». Если к ним перейти, возможности спекуляций станет гораздо меньше.

Тут есть еще один очень любопытный момент. Сейчас, когда деньги окончательно перестают быть бумажными и становятся чисто цифровыми, значение золота парадоксальным образом только растет. Его использует вся современная микроэлектроника, и на него существует устойчивый спрос. Это такой же востребованный ресурс, как и нефть, и поэтому вести в нем расчеты нормально и естественно.

Спекуляция – как тяжелый наркотик. Людям трудно от него отказаться. Но, как специалист по нефтяному рынку я считаю, что для правительств и компаний золото гораздо выгоднее нефтяных долларов.

В пользу моих рассуждений говорит и статистика самых последних недель. За два месяца цены на нефть выросли на 1%, и цены на золото – тоже на 1%. Оно, как два месяца назад стоило 13,5 граммов за тонну, так и сейчас стоит за тонну 13,5 граммов.

Капля точит камень

Существует старое, но очень эффектное латинское изречение – Gutta cavat lapidem non vi sed saepe cadendo («Капля точит камень не силой, а частотой паденья»). С одной стороны, вероятный отказ европейских стран от долларовых расчетов в нефтяной торговле с Ираном не приведет моментально к утрате ведущих позиций американской валюты на рынке сырьевых ресурсов, и уж тем более к утрате ведущих позиций в мировом хозяйстве. Но, с другой, чем больше будет подобных эпизодов, чем чаще они станут происходить, – а общая расстановка фигур на поле мировой политики и экономики ведет именно к этому, – тем яснее будут обозначаться и ограниченность идущей из прошлого столетия современной долларовой системы, и необходимость  ее преодоления.