Страсти по кэшбэку: реальная польза или мнимая экономия?

Карты с кэшбэком есть у многих россиян, но не все знают, что на самом деле прячется за выгодными обещаниями банков
кэшбэк
Карты с кэшбэком предлагают почти все банки. Но так ли это выгодно?
кэшбэк кэшбэк

Получать бонусы за свои траты – это, безусловно, приятно. Почти каждый банковский продукт сегодня предлагает возврат до 5% с покупок, только вот реальная ли это экономия или психологический крючок, на который подсаживаются с каждым днем все больше и больше народа?

Кэшбэк провоцирует траты

Эксперты считают, что люди, у которых есть карта с кэшбэком, совершают безналичные покупки в два-три раза чаще. При покупках до 1000 рублей они тратят на 20–30% больше, чем планировали, а при более крупных тратах выходят на 5-10% за пределы планируемого бюджета. Такими данными делится с EG.RU компания TDI, занимающаяся маркетинговыми коммуникациями.

Чтобы заполучить клиента банки готовы пообещать возвраты до 10%, естественно, не по всем категориям, а по избранным позициям. Автомобилистам предлагают экономить на бензине, путешественникам – копить мили на бесплатные перелеты.

Но если в рекламной акции заявлено, что возврат будет от 5 до 10%, то на деле он вряд ли будет превышать 0,3%-5%.

«Никому не выгодно предоставлять постоянный возврат больше 1-2%, ведь кэшбэк – это перераспределение прибыли финансовых организаций от других видов деятельности. Но если речь идет о каких-то акциях на определенную категорию товаров или услуг при заданных условиях, возврат может составлять и 10%, и 30% и даже больше. Такие акции ограничены и распространяются на тех, кто успел»,

- объясняет схему Наталья Орлова, эксперт потребительского рынка, генеральный директор Группы компаний TDI.

Психология против потребителя

Погоня за кэшбэком напоминает рыбалку, только удочку держит банк. Клиент, не отдавая себе отчета в этом, стремится потратить все больше и больше, пытаясь заработать там, где сделать этого нельзя. Он может лишь частично компенсировать свои расходы. Там, где возврат части суммы заложен в само понятие траты, прибыль невозможна априори, уверены эксперты.

Вот простой пример повышенных трат:

Человек заходит в кофейню. За покупки здесь на его карту возвращается повышенный кэшбэк, допустим, 5%. Он заказывает кофе за 250 рублей (возврат - 12,5 рублей) и пирожное за 150 рублей (возврат - 7,5 рублей).

Дальше к делу подключается психология: человек думает не о том, сколько он потратил, а о том, сколько денег ему вернется и пребывает в полной уверенности, что не потратил, а заработал. Вместо одного кофе клиент заказывает два, вместо одного пирожного – три.

Суммарные траты составляют 950 рублей. Кешбэк 47,5 рублей. Сумма к оплате 902,5 рубля, а если бы не было погони за выгодным кешбэком, то клиент ограничился бы одним кофе и одним пирожным, и потратил бы всего 380 рублей. Чистый убыток - 522,5 рубля.

В среднем, чтобы получить возврат средств на 1 тысячу рублей в месяц, человек должен совершить покупок на 100 тысяч рублей.

Враг номер один - безналичные расчеты

Оплата покупок банковской картой способствует повышенным тратам - это известно давно. С реальными деньгами человеку психологически сложнее расстаться. Главная задача кэшбэка — стимулировать покупки, а не заботиться о кошельке покупателя.

 «Кэшбэк нельзя назвать заблуждением потребителя, правильнее говорить о не совсем отражающей суть подаче маркетологов, рассчитанной на то, что человек будет увеличивать траты в погоне за бонусами. Те же мили для семьи, которая летает в отпуск один раз в год, бесполезны, но вот для тех, кто совершает несколько поездок в месяц, через полгода-год, позволят оплатить 50-70% от стоимости очередного билета»,

- уверена Наталья Орлова

Обещать - не значит жениться

Кроме привычных нам карт с кэшбэком, которые предлагают банки, есть целые сервисы, позволяющие экономить и зарабатывать. Найти их очень легко, достаточно задать запрос в поисковике. Принцип работы таких сайтов простой: покупаешь товары через сервис - получаешь возврат, покупают товар по твоей рекомендации - получаешь возврат. Порой бонус может достигать 30% от суммы чека.

«Здесь тоже не все так просто, как кажется. Как говорится, обещать - не значит жениться. Как правило, такие сервисы работают по принципу финансовых пирамид и могут позволить себе любые обещания, но в реальности бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и об этом не стоит забывать каждый раз, когда вы собираетесь потратить деньги»

, - отмечает Наталья Орлова.

Вам может быть интересно: