Хамский прием в Риме, забастовка режиссера и гнилые костюмы: как Рязанов снимал «Невероятные приключения итальянцев в России»
В 1970 году режиссер Эльдар Рязанов и советский драматург Эмиль Брагинский сочинили заявку на советско-итальянский фильм «Спагетти по-русски». Киностудии «Мосфильм» идея картины понравилась, однако Кинокомитет ее забраковал. Рязанов и Брагинский, смирившись с решением чиновников, затею похоронили и благополучно о ней забыли, однако, спустя время, когда руководство Кинокомитета сменилось, заявку на «Спагетти по-русски» вновь извлекли на свет божий. Итальянская компания «Дино де Лаурентис» задолжала «Мосфильму» крепенькую сумму, но рассчитываться не спешила. Чтобы получить с иностранцев причитающееся, советские кинобоссы договорились о совместной комедии.
Эльдару Рязанову и Эмилю Брагинскому назначили двух соавторов из Италии — Франко Кастеллано и Джузеппе Пиполо. Зарубежным сценаристам идея советских товарищей казалась сентиментальной и устаревшей. Литературная основа будущего фильма несколько раз переписывалась. Заграничные киношники создавали легкую комедию-аттракцион, наполненную трюками.
Встреча с итальянским толстосумом и истерика Рязанова
Рязанов и Брагинский возили сценарий в Рим к главе продюсерской фирмы «Дино де Лаурентис». Хозяин компании, собственно Дино де Лаурентис, встретил граждан СССР, мягко говоря, прохладно. Когда режиссер и сценарист вошли в роскошный кабинет, капиталист не поздоровался, не пожал рук, а лишь закричал: «Что вам здесь надо? Кто вас звал?». Хамский прием обозлил Рязанова, он потребовал немедленно сменить тон, пригрозил, что улетит на родину ближайшим рейсом. В итоге договорились встретиться еще раз на следующий день.
«Прочел я. Все, что вы сочинили, — мура!»— заявил продюсер Рязанову и Брагинскому на второй встрече.
После беседы с Дино де Лаурентисом, у Эльдара Рязанова случилась истерика. Режиссер хотел вернуться в Москву, но государственное соглашение уже было подписано, отступать было некуда. Стиснув зубы, советские кинодеятели вычеркнули из сюжета все человеческое, социальное, раскрывающее характеры, но угодить итальянцу все равно не смогли. На третьей встрече продюсер приказал включить в картину сцену, где герои кидают торты в лица друг другу, а также эпизод в московском ГУМе. В итоге после всех правок сценарий утратил свое первоначальное название и стал сначала именоваться «Итальянцы в России», а затем — «Невероятные приключения итальянцев в России».
Съемки в СССР
С подбором актеров также были проблемы. Дино де Лаурентис не хотел привлекать к работе популярных и, следовательно, дорогих артистов. Он затянул с кастингом и сорвал начало съемок.
Через десять дней после официального старта работы иностранные исполнители все же прилетели в Союз. С собой они привезли несколько ящиков с костюмами – по договору наряды должна была пошить зарубежная сторона. Когда Эльдар Рязанов увидел туалеты, ему стало дурно.
«На вешалках висели отрепья, бывшие в употреблении много раз. Некоторые одеяния изготовлялись явно в начале века. Поношенные туфли, рваные и грязные платья», — вспоминал кинематографист.
У Рязанова случился конфликт с артистами из Италии. Иностранцы жаловались, что режиссер их постоянно подгоняет, требует увеличить темп. В итоге согласия удалось достичь, но на это потребовалось много сил. Девять десятых фильма было снято всего за два месяца.
Эльдар Александрович признавался, что в процессе съемок картины «Невероятные приключения итальянцев в России», его не покидало ощущение, что он ввязался в авантюру. Никогда в жизни деятель культуры не имел таких коротких сроков и уймы дополнительных сложностей.
Съемки в Италии
Затем творческий коллектив ленты отправился в Рим – снимать начальные сцены. Советские киношники летели в Италию с хорошим настроем, однако уже в аэропорту столкнулись с недружелюбием сотрудников фирмы «Дино де Лаурентис». Гостей из СССР привезли в третьеразрядную гостиницу на окраине города и поселили в конурах без удобств. По словам Эльдара Рязанова, итальянцы нарушили основной закон гостеприимства – ведь в Москве и Ленинграде сами они жили в хороших отелях и номерах. Кроме того, режиссеру заявили, что в Европе все не так как в Союзе. Дескать, здесь все слишком дорого, и даже камеру бесплатно на асфальт поставить нельзя. Мол, за это надо заплатить крупную сумму муниципалитету. Правда, позже Рязанов узнал, что на самом деле это стоило копейки.
Эльдар Александрович приехал в чужую страну с желанием честного и открытого сотрудничества и был горько разочарован поведением зарубежных коллег. Оскорбленный и подавленный на следующий же день он устроил забастовку – не явился на площадку. После недолгих переговоров требование Рязанова было удовлетворено – его и коллег переселили в комфортные условия.
«На следующее утро, когда в отель прибыли итальянские директора картины, художник, оператор, чтобы ехать на осмотр натуры, я объявил, что на работу не выхожу. Я бастую! Не распаковывал чемодан, не брился. Лежал на кровати, несчастный, но непреклонный. Рядом на столике валялся тюбик с валидолом», — вспоминал советский мэтр.
В процессе работы режиссеру пришлось постоянно торговаться – за количество актеров в массовке, например, или за вывеску с надписью «Больница». Продюсерская компания экономила буквально на всем. Эльдар Рязанов злился и однажды чуть не устроил мордобой с адвокатом фирмы. «У меня чесались руки — очень хотелось прогуляться по его физиономии», — рассказывал режиссер.
Сожаления капиталиста
Уже готовую картину собирались продать американцам. Продюсерам из США фильм очень понравился, однако от покупки они отказались, так как в ленте не было суперзвезд. Дино де Лаурентис горько пожалел о решении сэкономить на актерах. В Италии картина не вызвала особого резонанса. Между тем в СССР фильм очень полюбили.