«На Герасимова пошла бедром»: почему юную Гурченко пытались выволочь с экзамена во ВГИКе
В 1953-м, окончив десятый класс, Людмила Гурченко приехала в Москву поступать в вуз. Будущая знаменитость держала экзамены сразу в нескольких заведениях: в Щукинском училище, в ГИТИСе – на отделении музыкальной комедии, а также во ВГИКе. В государственном университете кинематографии курс набирали режиссер Сергей Герасимов и его супруга – актриса Тамара Макарова.
Оказавшись перед приемной комиссией, Людмила Гурченко поняла, что не вписывается в столичную атмосферу – повадки провинциалки и харьковский говор ставили крест на всех ее талантах. Позже Гурченко узнала, что акцент для артиста — все равно что инвалидность, он навсегда закрывает двери в профессию.
«Я пришла к ним совсем из другой жизни, совсем из другой атмосферы. На мне были акцент украинский и такая коррозия провинциальная, штампы наших провинциальных актеров эстрады. Я пришла с аккордеоном. В платье таком… Папа приказал моей маме пошить мне платье: «Такое платье, что как войдет моя дочурка в народ, чтобы весь народ, хочет он того или не хочет, все головы повернули», — рассказывала Гурченко.
Для Людмилы достали китайский шелк очень модной в то время расцветки – зеленый с ярко-красными розами. Получившийся наряд украшали два алых банта – на груди и на поясе. Также для Гурченко на заказ сделали красные туфли, тоже с бантами, в стиле мушкетеров времен кардинала Ришелье.
«Когда я начала читать, если честно, я почувствовала, что я проваливаюсь. Я никогда особенно этим не занималась в школе, у меня не было навыка. Я пела, танцевала и в этом преображалась, и люди улыбались, когда я занималась именно в таком направлении. Сразу скисла комиссия. Тамара Федоровна сказала: «Все про вас ясно. Можете идти», — вспоминала актриса.
Людмила Гурченко уходить не хотела. Артистка понимала, что другой возможности поступить во ВГИК у нее не будет. Харьковчанка предложила комиссии оценить ее вокальные и танцевальные номера, но ей деликатно отказали.
«Боже мой, думаю: «Будь что будет». Подскочила к роялю, начала играть. Пела и мужскими, и женскими голосами, подражала всем певцам и певицам, которых я знала. Смотрю, такой смешок. Длинная аудитория, комиссия, такой ковер и я туда иду русским танцем, обратно украинским. Туда иду грузинским, а потом на Герасимова пошла бедром как из «Индийской гробницы». Но глаз загорелся. Думаю: «Сейчас на люстру бы прыгнуть. Путь не примут, хотя бы запомнят», — отмечала звезда.
Преподавателям пришлось бегать за пляшущей Гурченко по аудитории. Артистку хотели выволочь из помещения, но Людмила оказалась проворнее. В итоге смелую девушку взяли во ВГИК.
«Когда я услышала, что я прошла в институт… Я не знаю, может, и были какие-то счастливые моменты в жизни, но это был один из самых необыкновенных», — отмечала Людмила Гурченко.