Потерял главного мужчину, дочь и вернулся к бывшей жене: трагическая судьба актера Эраста Гарина
Эраст Гарин родился в Рязани в 1902 году в семье лесничего. Правда, в домике на окраине леса его отец никогда не жил - он был чиновником, а в свободное время очень интересовался искусством, прививая сыну такую же любовь к прекрасному. Еще ребенком Гарин участвовал в постановках рязанского театра, а в 17 лет ушел в армию.
Будущего актера распределили в Москву, там его и застала Гражданская война. Красноармейцы рубили двери на обогрев, боролись со вшами и играли спектакли в нынешнем доме-музее Пушкина на Арбате, который тогда еще был самым обычным, к великому поэту никак не «привязанным», домом.
В одном из спектаклей Эраста Гарина и заметил легендарный режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд. «Учиться вам надо, учиться», - сказал мэтр. И актер-любитель прислушался - поступил на высшие режиссерские курсы Мейерхольда. В итоге Всеволод Эмильевич стал главным человеком в жизни актера.
В театре Мейерхольда Эраст Гарин проработал 14 лет. Дважды уходил, дважды же возвращался. С Мейерхольдом всю жизнь общался по-дружески, но уважительно, и до самого конца не предал своего наставника. Когда театр режиссера разгромили, Гарин и его тогдашняя супруга Хеся Локшина пили с Мейерхольдом чай на кухне прямо перед его арестом, посылали телеграммы, когда режиссер уже был приговорен к смерти.
В 1940 году Мейерхольд был расстрелян, а в 1956 - реабилитирован. Тогда, спустя 16 лет после трагической кончины друга и наставника, Эраст Гарин поставил в Театре Киноактера спектакль «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана, который придумал его великий учитель. Это был и гражданский поступок, и долг памяти.
Карьера Гарина складывалась весьма неплохо. Его обожала театральная Москва, а после нескольких ролей в кино он стал всесоюзным любимцем. «Музыкальная история», «Свадьба», «Золушка» - на его счету немало ролей, однако сам Эраст Павлович всегда считал главным делом своей жизни режиссуру. И в театре, и в кино.
Первый его снятый фильм под названием «Женитьба» (1936 год) раскритиковали и в прокат не выпустили. Более того, ленту уничтожили, не оставив ни одной копии. Гарин ставил спектакли в Ленинградском театре комедии, Театре Киноактера в Москве, в Театре Сатиры. Он снял еще несколько фильмов, среди которых «Принц и нищий», «Обыкновенное чудо» (в нем он блестяще сыграл короля), «Веселые расплюевские дни».
На съемках последнего Гарин по нелепой случайности сделался инвалидом. По сценарию актеры играли в снежки, и кусок льда угодил прямо в лицо Эрасту Павловичу. Режиссер потерял один глаз, а зрение стало стремительно ухудшаться. Однако до самой смерти режиссер, стесняясь собственного изъяна, продолжал работать - снимался, писал книги, сценарии, с особым удовольствием озвучивал радиоспектакли и мультфильмы. Именно его голосом говорит печальный ослик Иа в советском мультфильме о Винни-Пухе.
Личная жизнь Эраста Гарина складывалась не менее трагично. Впервые он женился рано, в 20 лет. Его супругой стала ровесница Хеся Локшина, которая также работала под руководством Мейерхольда. Он был актером, она - ассистентом режиссера. Вместе с мужем Хеся работала над его первой картиной «Женитьба», но разгром фильма застал их уже чужими людьми.
В 1935 году Гарин развелся с супругой и вскоре женился на молоденькой красотке Любови Фейгельман. Девушка не только пленила многих мужчин красотой, но и была очень творческим человеком. Когда Фейгельман было всего лишь 20 лет, Мейерхольд пригласил ее к себе в театр преподавать в мастерской современного слова.
Вскоре после свадьбы молодая супруга забеременела. Всего в этом браке на свет появились две дочери - Алена и Ольга. Старшая, Алена, по собственной воле ушла из жизни еще молодой. Говорить об этом в семье не любили. Младшая же, Ольга, стала искусствоведом, автором детских книг и воспоминаний об отце.
Однако и этот брак окончился разводом, после которого Гарин вдруг вернулся к первой жене. Впрочем, теплые отношения с Локшиной актер поддерживал даже будучи во втором браке. Первая любовь была его музой, они многое пережили вместе. Общими детьми Хеся и Эраст не обзавелись, но вместе оставались до самой смерти. Локшина ушла из жизни через два года после смерти Гарина, вместе они похоронены на Ваганьковском кладбище в столице.