Вадим Абдрашитов: «Чулпан Хаматова наотрез отказалась отдавать роль Кати другой актрисе»

Вадим Абдрашитов
Вадим Абдрашитов
12 февраля ушел из жизни выдающийся режиссер, педагог Вадим Абдрашитов. Ему было 78 лет. Осенью прошлого года Вадим Юсупович попал в больницу, но вскоре поправился, однако оказалось, что ненадолго.

Вадим Юсупович снимал эпохальное кино, в котором отражалось и анализировалось время. Последние 20 лет он занимался только педагогической деятельностью во ВГИКе, обучая молодых режиссеров искусству кино.

В одном из последних интервью «ЭГ» Вадим Абдрашитов объяснил, почему он взял такую большую паузу. Оказывается, причина была прозаическая – отсутствие средств. Он не мог добывать деньги на кино так, как это делают другие режиссеры: через связи, сделки со своей совестью и игрой в якобы честную конкуренцию.

- Все ваши картины – о современности. Какое произведение русской литературы вы бы экранизировали?

- Много лет хочу экранизировать самый пророческий, новаторский и вечный роман Лермонтова «Герой нашего времени». Все его экранизации, мягко говоря, несерьезные и легковесные. Но на эту картину нужны большие средства. Другая эпоха, много мест действия. Убежден в том, что в Лермонтове ответы на многие актуальные вопросы.

- Что вы думаете о Печорине? Почему он – герой?

- Не надо оценивать его с точки зрения героизма. Он – сложный, интересный, глубокий, непридуманный человек.  Драматическая личность, которая ищет, мечется, страдает.  Его драма в том, что он не может найти адекватного применения своим силам, уму, таланту, и таких персонажей в русской литературе много. Отличие Печорина от других в том, что он на войне как в прямом, так и в переносном смысле. В его руках – оружие. Его язык – оружие. И он – лидер.

«Вадим
Вадим Абдрашитов 

- Вадим Юсупович, фильм «Время танцора» - признанная классика сегодня. Наверняка, вам пришлось одержать немало сражений за выход картины на экран?

- Главная битва была за деньги. У нас были средства только на день, два, и так каждый день. Группа жила в гостинице и ждала, когда появятся деньги. Из гостиницы нас выселяли, мы не могли заплатить. А вот когда фильм вышел, начались битвы с различными организациями. Был один просмотр, куда пришел отряд казаков. Сели в первый ряд с вызовом, с шашками наготове.  Со сцены я обратился к ним: «Уважаемые казаки, посмотрите, пожалуйста, нашу картину, а после просмотра мы побеседуем». В результате казаки благодарили за картину. Великий писатель Виктор Астафьев стал публично защищать наш фильм, и с ним мы были неприкосновенны. Выступил по телевидению, написал статью в журнал «Искусство кино».

- Вы открыли плеяду звезд, в частности, Чулпан Хаматову. Где вы искали артистов?

- Хожу на спектакли в театры. Зовут мастера на все выпускные экзамены. Чулпан Хаматову я увидел в записи учебного спектакля ГИТИСа. Она показалась мне чрезвычайно живым подростком – очень странным. А я тогда искал Катю для фильма «Время танцора». Подумал: «Как жаль, такая яркая, ершистая девочка, но слишком молодая, дитя». Когда Чулпан пришла на «Мосфильм»,  я сказал: «Снимать тебя не могу. Катя - любовница главного героя, она взрослая женщина, понимаешь, а какая из тебя любовница?». Чулпан ответила: «Я не отдам Катю никому на свете». Упросила меня сделать пробы. На пробах дал самую  сложную сцену – интимную близость с героем Юрия Степанова. И Чулпан на удивление всей группы мгновенно преобразилась в современную Кармен. Так она ворвалась в кинематограф.

«Чулпан
Чулпан Хаматова 

Сегодня очень сомневаюсь в том, что мне позволили бы утвердить четырех неизвестных актеров. Почти все решают продюсеры. К сожалению, наши продюсеры умеют только выпрашивать бюджетные деньги и все. Для меня было принципиально важно, чтобы лица были свежие, чтобы их никто не видел, чтобы экран засиял новыми лицами. Чулпан Хаматова, Вера Воронкова, Света Копылова, Андрей Егоров – этих актеров я открыл. Сегодня это бездушное слово «медийность» лишает талантливых людей больших ролей.

- Вы – человек гордый, с достоинством,  «прямом спиной». Наверняка вам неудобно стоять с протянутой рукой на фильмы?

-  Поиск денег входит в часть профессии режиссера, и я ищу их. Только пока не очень получается. В казалось бы такое трудное время, когда вообще остановился в России кинематограф, нашел средства для фильма «Время танцора», а сейчас, когда денег море и их дают кому-попало, для моих картин их нет.

- Как вы относитесь к сбору денег на кино так называемым «народным способом»?

- Отношусь хорошо, но это не те деньги, которые нужны для полноценного игрового кино. Например, для такой дорогой картины как «Время танцора», со съемками в Крыму, на Кавказе, с огромным количеством актеров, с лошадьми, снять фильм на деньги, которые выделяет государство сегодня, невозможно. И для «Героя нашего времени» - тоже.

«Вадим
Вадим Абдрашитов