Вадим Абдрашитов: «Чулпан Хаматова наотрез отказалась отдавать роль Кати другой актрисе»
Вадим Юсупович снимал эпохальное кино, в котором отражалось и анализировалось время. Последние 20 лет он занимался только педагогической деятельностью во ВГИКе, обучая молодых режиссеров искусству кино.
В одном из последних интервью «ЭГ» Вадим Абдрашитов объяснил, почему он взял такую большую паузу. Оказывается, причина была прозаическая – отсутствие средств. Он не мог добывать деньги на кино так, как это делают другие режиссеры: через связи, сделки со своей совестью и игрой в якобы честную конкуренцию.
- Все ваши картины – о современности. Какое произведение русской литературы вы бы экранизировали?
- Много лет хочу экранизировать самый пророческий, новаторский и вечный роман Лермонтова «Герой нашего времени». Все его экранизации, мягко говоря, несерьезные и легковесные. Но на эту картину нужны большие средства. Другая эпоха, много мест действия. Убежден в том, что в Лермонтове ответы на многие актуальные вопросы.
- Что вы думаете о Печорине? Почему он – герой?
- Не надо оценивать его с точки зрения героизма. Он – сложный, интересный, глубокий, непридуманный человек. Драматическая личность, которая ищет, мечется, страдает. Его драма в том, что он не может найти адекватного применения своим силам, уму, таланту, и таких персонажей в русской литературе много. Отличие Печорина от других в том, что он на войне как в прямом, так и в переносном смысле. В его руках – оружие. Его язык – оружие. И он – лидер.
- Вадим Юсупович, фильм «Время танцора» - признанная классика сегодня. Наверняка, вам пришлось одержать немало сражений за выход картины на экран?
- Главная битва была за деньги. У нас были средства только на день, два, и так каждый день. Группа жила в гостинице и ждала, когда появятся деньги. Из гостиницы нас выселяли, мы не могли заплатить. А вот когда фильм вышел, начались битвы с различными организациями. Был один просмотр, куда пришел отряд казаков. Сели в первый ряд с вызовом, с шашками наготове. Со сцены я обратился к ним: «Уважаемые казаки, посмотрите, пожалуйста, нашу картину, а после просмотра мы побеседуем». В результате казаки благодарили за картину. Великий писатель Виктор Астафьев стал публично защищать наш фильм, и с ним мы были неприкосновенны. Выступил по телевидению, написал статью в журнал «Искусство кино».
- Вы открыли плеяду звезд, в частности, Чулпан Хаматову. Где вы искали артистов?
- Хожу на спектакли в театры. Зовут мастера на все выпускные экзамены. Чулпан Хаматову я увидел в записи учебного спектакля ГИТИСа. Она показалась мне чрезвычайно живым подростком – очень странным. А я тогда искал Катю для фильма «Время танцора». Подумал: «Как жаль, такая яркая, ершистая девочка, но слишком молодая, дитя». Когда Чулпан пришла на «Мосфильм», я сказал: «Снимать тебя не могу. Катя - любовница главного героя, она взрослая женщина, понимаешь, а какая из тебя любовница?». Чулпан ответила: «Я не отдам Катю никому на свете». Упросила меня сделать пробы. На пробах дал самую сложную сцену – интимную близость с героем Юрия Степанова. И Чулпан на удивление всей группы мгновенно преобразилась в современную Кармен. Так она ворвалась в кинематограф.
Сегодня очень сомневаюсь в том, что мне позволили бы утвердить четырех неизвестных актеров. Почти все решают продюсеры. К сожалению, наши продюсеры умеют только выпрашивать бюджетные деньги и все. Для меня было принципиально важно, чтобы лица были свежие, чтобы их никто не видел, чтобы экран засиял новыми лицами. Чулпан Хаматова, Вера Воронкова, Света Копылова, Андрей Егоров – этих актеров я открыл. Сегодня это бездушное слово «медийность» лишает талантливых людей больших ролей.
- Вы – человек гордый, с достоинством, «прямом спиной». Наверняка вам неудобно стоять с протянутой рукой на фильмы?
- Поиск денег входит в часть профессии режиссера, и я ищу их. Только пока не очень получается. В казалось бы такое трудное время, когда вообще остановился в России кинематограф, нашел средства для фильма «Время танцора», а сейчас, когда денег море и их дают кому-попало, для моих картин их нет.
- Как вы относитесь к сбору денег на кино так называемым «народным способом»?
- Отношусь хорошо, но это не те деньги, которые нужны для полноценного игрового кино. Например, для такой дорогой картины как «Время танцора», со съемками в Крыму, на Кавказе, с огромным количеством актеров, с лошадьми, снять фильм на деньги, которые выделяет государство сегодня, невозможно. И для «Героя нашего времени» - тоже.