Танцующую красотку из «Афони» сгубила тяжелая болезнь
- То, что Таня станет актрисой, сомнений ни у кого не возникало, - подметила Тамара Никольская, учившаяся с Распутиной в средней школе № 29 города Калинин (ныне Тверь). - Она занималась на два класса старше меня. Мы не общались: почти для всех уже тогда Таня была недоступной звездой. Она же выступала на всех вечерах, и, когда читала монологи, зал замирал.
Татьяна без проблем поступила в ГИТИС, а получив диплом, устроилась в московский ТЮЗ. В театре талант Распутиной разглядели быстро. Поставили на нее спектакль «Два клена», в «Бесприданнице» она переиграла все женские роли.
- А вот ее роман с кино не сложился, - вздыхают коллеги. - На то были причины. Она не рвалась в звезды, не обивала пороги киностудий, не кокетничала с режиссерами и вообще была далека от всего меркантильного. Тихо наслаждалась тем, что ей дарила судьба, была замечательной мамой и преданной женой.
В последний раз Распутина появилась в кино в 1989-м: исполнила главную роль в двухсерийной мелодраме «Зима в раю». Но побоялась себя озвучить, поэтому за нее с экрана говорит другая актриса.
Вскоре вместе с мужем - композитором Ильей Катаевым - навсегда покинула Советский Союз, эмигрировав в США. Это была инициатива музыканта - сына знаменитого писателя Евгения Петрова (настоящая фамилия - Катаев), соавтора Ильи Ильфа, с которым тот написал романы «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» и другие произведения. Именно в честь Ильи Евгений когда-то и назвал своего наследника.
- Композитор думал, что в Штатах его ждут профессиональное счастье, другая жизнь, но даже успеха своей самой известной песни «Стою на полустаночке», написанной еще в Союзе в 1974-м, он повторить так и не смог, хотя бесспорно был талантливым человеком, - поделился искусствовед Анатолий Розин. - Перспективы для его супруги-актрисы на чужбине были еще более сумрачными. На родине после «Зимы в раю», вполне возможно, ее могли бы снова ждать большие роли, но идти против желания мужа Татьяна Леонидовна не захотела. Кто-то распускал нелепые слухи, что Катаев даже выдвигал жене ультиматум: или летим вместе, или развод. Но близкие знали, что он не отличался деспотичностью. Полагаю, их отъезд в Штаты состоялся по обоюдному согласию.
Спасательный круг
- Папа, в отличие от старшего брата-кинооператора, который когда-то был женат на родной сестре Нонны Мордюковой и снял почти все фильмы Татьяны Лиозновой (в том числе «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны»), имел абсолютный слух. У их отца, который, между прочим, стал прототипом главного героя повести «Зеленый фургон» - бывшего гимназиста Володи Патрикеева, тоже был дар - мог по памяти проиграть целые оперы, - поведала дочь Ильи и Татьяны - Екатерина, выбравшая профессию монтажера (сейчас она заведует мастерской по пошиву театральных костюмов). - Бабушка в четыре года отдала моего папу в музыкальную школу. Когда ему говорили: «Илюша, спой», он отвечал: «Я лучше сыграю». Должен был бы стать пианистом, но выбил пальцы, играя за сборную Гнесинского училища в волейбол. Преподавал в Благовещенске, Москве, в Школе-студии МХАТ, работал заведующим музыкальной частью в Театре им. Гоголя. Его сочинения звучат в 60 кинокартинах, в том числе в «Любить человека» и «У озера» Сергея Герасимова. А его песню «Стою на полустаночке» исполняла Валентина Толкунова.
С Толкуновой у Катаева сложились очень близкие отношения. Илья Евгеньевич появился в жизни певицы, когда ее бросил первый муж - автор «Черного кота», композитор Юрий Саульский. Измену супруга Толкунова переживала тяжело, и Катаев стал для нее спасательным кругом.
А потом певица увлеклась журналистом-международником Юрием Папоровым, а Катаев потерял голову от Распутиной, которую однажды встретил в доме у своих друзей Ардовых.
- Валентина Толкунова много работала с отцом. Незадолго до своей смерти приезжала ко мне на дачу. Я ее угощала плюшками, пирожками, холодцом. Не могла и предположить, что Валентина Васильевна серьезно больна. А через год ее не стало, - вздыхала Екатерина Катаева. - Когда я была маленькой, называла ее «Толкуновая». У нас все соседи были замечательные - Юрий Визбор, Вертинские, Леонид Каневский, Алла Демидова, Аркадий Арканов...
«Берите этого мальчика!»
В ТЮЗе Татьяна Распутина делила гримерку с Микой Ардовой - тогдашней женой актера и художника Бориса Ардова, от которого родила дочь Анну, ставшую тоже актрисой (позже Мика вышла замуж за Игоря Старыгина). Однажды Ардова пригласила Распутину на очередной сабантуй в их шумную гостеприимную квартиру.
- Когда папу, высокого и худого, пользовавшегося популярностью у девушек, спрашивали, почему он не женится, он отвечал: «Встречу королеву, тогда женюсь», - рассказывала Екатерина Катаева. - И вот их глаза встретились. Ардов заприметил взаимный интерес моих будущих родителей и тут же отвел маму в укромный уголок: «Танечка, берите этого мальчика! Он выращен на натуральном коровьем масле». Так они и поженились. У нас в семье много романтических историй. Например, за пять лет до знакомства с дедом - Евгением Петровым - моя бабушка Валя, дочка чаеторговца Леонтия Исидоровича Грюнзайда, в 13 лет поразила в самое сердце 24-летнего Юрия Олешу, и первое издание «Трех толстяков» вышло с посвящением ей - «девочке с овалом лица с полотна французского мастера».
Жизнь без любви
В США супруги переехали без дочки - она вышла замуж и стала многодетной мамой. В планы молодой семьи не входило покидать родину. А Татьяна и Илья поселились в городке Форт Ли (на противоположном от Нью-Йорка береге Гудзона) и стали работать на русскоязычной радиостанции «Надежда». Вели авторские музыкальные программы, Распутина читала в эфире стихи.
- Идей у них было много, но мама заболела. С каждым месяцем ей становилось хуже и хуже… Это была не тоска по родине, а тяжелая болезнь, - пояснила Екатерина Ильинична. - Она умерла 1 декабря 2003 года. Прах был перевезен в Россию и захоронен в могилу родителей. Через год после смерти мамы мне удалось вернуть в Россию и отца. Много уговаривала… Но долго жить без своей любимой женщины ему не удалось... 20 июня 2009 года он ушел из жизни.
Колыхание грудей
В своих мемуарах «Чито-грито» (изд-во «ЭКСМО», 2006 г.) режиссер Георгий Данелия, который снял Татьяну Распутину не только в «Афоне», но и (в том же парике) в крошечном эпизоде в «Мимино», где она танцует в ресторане лезгинку, писал:
- Леночка Судакова (ассистент по актерам была палочкой-выручалочкой у Данелии, и к ее мнению он трепетно прислушивался; например, это она сосватала Басилашвили на роль Бузыкина в «Осеннем марафоне», хотя Георгий Николаевич видел этим персонажем любимого Евгения Леонова. - Ред.) привела в «Афоню» не только Женю Симонову, но и актрису Распутину на роль «девушки с бюстом». Очень хорошая артистка, но с нормальным бюстом. А нам хотелось, чтобы бюст был внушительный.
Вронский (оператор.) сказал, что надо взять бюстгальтер большого размера и положить в него презервативы, наполненные водой.
- Во время танца груди будут очень натурально колыхаться.
На первой же репетиции, когда актриса подпрыгнула, презервативы разорвались и окатили всю ее водой.
Кто-то из съемочной группы, тот кто жил рядом, сбегал домой и принес манную крупу. Ею и наполнили бюстгальтер. Пуговицы тяжести манки не выдержали, и пришлось лифчик связать на спине узлом (на экране это можно заметить).