«Расстаться с тобой — все равно что содрать с себя кожу»: как Эльдар Рязанов переживал развод с первой женой

«Расстаться с тобой — все равно что содрать с себя кожу»: как Рязанов переживал развод с первой женой
Эльдар Рязанов
Режиссер Эльдар Рязанов, как известно, был очень плодотворным режиссером, чьи картины вошли в фонд золотой киноклассики СССР. Огромную поддержку мастеру оказывала первая жена Зоя Петровна Фомина. С ней он прожил много лет, воспитал дочь и вряд ли ожидал, что их история любви закончится разводом…

С будущей женой Рязанов познакомился во ВГИКе, куда он попал практически случайно. Дело в том, что по молодости Эльдар Александрович хотел быть писателем, потом моряком. Но в одесскую мореходку его не взяли, так что, окончив школу экстерном, Рязанов отправился покорять ГИТИС. И там познакомился с Зоей Фоминой.

«У них был один дипломный документальный фильм на двоих — «Они учатся в Москве», за который поставили отлично. Они вместе сняли еще один фильм — «Твои книжки». Вот только в отличие от деда бабушка на всю жизнь осталась в документальном кино», — вспоминал внук Рязанова Дмитрий. Поначалу любовь Рязанова была безответной. Потом Фомина сдалась и они поженились. У дочери и внука Эльдара Александровича сохранились письма к возлюбленной Зое, которые он писал во время своих командировок, когда снимал документальное кино:

«Поднимаешься по штормтрапу на борт и уже весь грязный черт-те в чем. Такова моя жизнь в искусстве, моя родная. За время этих путешествий у меня набралось порядочное количество денег — рублей 600—700, которые я не трачу. Я хочу по приезде в Москву купить маленькую пишущую машинку. Обязательно. А также ФЭД. Очень жалко, что у меня с собой нет фотоаппарата. Можно было бы снять массу интересных снимков. Мы с Аркадием собираемся написать пару статей в местную газету об островах. Если поместят, то количество финансов еще увеличится. Дочку поцелуй за меня много-много раз и приучай ее к мысли, что где-то в природе у нее существует отец, который осенью приедет. Крепко, накрепко целую тебя вдоль и поперек, обнимаю. Твой Элик».

Примечательно, что именно жена убедила Рязанова уйти в художественное кино, в частности — снять «Карнавальную ночь». Режиссер потом проклял все на свете. Работа на студии с артистами ожесточила его, из мягкого по своей сути человека он превратился в руководителя, который мог довольно жестко ставить подчиненных на место. Зато страна получила «Иронию судьбы…», «Стариков-разбойников», «Берегись автомобиля» и другие картины.

Казалось, что Рязанов и Фомина из тех пар, которые невозможно разлучить. Однако их любовь оказалась не такой прочной, как считали многие. Дочь Ольга до сих пор помнит, как отец тяжело переживал расставание с первой женой.

«Они расстались в середине 70-ых. Папа очень болезненно переживал расставание и развод с моей мамой. В последнем письме, которое он написал ей, была фраза: «Расстаться с тобой — все равно что содрать с себя кожу». Они были очень близкими людьми, друзьями и единомышленниками. Но так уж получилось, что жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь. При этом они до конца сохранили хорошие, дружеские отношения. И всегда подолгу разговаривали по телефону», — заключила наследница режиссера.