Возвращение памятника на могилу Еременко закончилось новой смертью

Николай Еременко
Беспробудный сердцеед держал себя в хорошей форме
Самой посещаемой могилой на престижном Восточном кладбище Минска много лет остается место захоронения двух знаменитых актеров, двух Николаев Еременко. Сын пережил отца, скончавшегося в 74 года летом 2000-го от сердечного приступа, всего на 11 месяцев.

«Советского Рэмбо», как прозвали Николая Еременко-младшего после «Пиратов ХХ века», не стало 27 мая 2001-го. Любимца публики в 52 года погубил инсульт. В августе 2021-го величественный памятник им демонтировали…

В свое время артистам установили общее надгробие из гранита. Соавтор монумента - скульптор Геннадий Буралкин - решил, что бронзовые портреты-барельефы Николаев Николаевичей с датами их жизни и смерти поместят на символическое изображение театральных кулис.

Когда в конце лета 2021-го в 92 года скончалась народная артистка Белорусской СССР Галина Орлова, супруга Еременко-старшего и мама Еременко-младшего, памятник им на время разобрали, чтобы выполнить последнюю волю женщины. Она завещала похоронить себя рядом с мужем и сыном.

В газетах тогда писали, что умирала Галина Александровна практически в одиночестве. Рядом была лишь сиделка, которой якобы актриса даже собиралась завещать жилплощадь в Минске, но документально фиксировать последнюю волю не стала.

«Юный
Юный Коля с родителей Николаем Николаевичем и Галиной Александровной 

Сообщалось, что внучкам - Ольге и Татьяне (последняя - внебрачная дочь Еременко-младшего) - бабушка ничего оставлять не хотела. На похороны папиной мамы они не пришли, но ее квартиру тем не менее унаследовали и быстро продали. А с вырученными деньгами, как сообщал белорусский публицист Евгений Огурцов-Кржижановский, разлетелись по миру: одна в Сербию, другая в Дубай. Обустраивать место захоронения знаменитых родственников женщины отказались.

- Когда им предложили выделить [на это] порядка пяти тысяч белорусских рублей (примерно 140 тыс. российских.), они заявили, что памятник демонтировали без их разрешения, - писал Огурцов-Кржижановский.

 

Узнав, что на протяжении нескольких лет на могиле двух Еременко и Орловой стоит скромный крест, а разобранный монумент лежит на улице рядом с декорациями Театра имени Янки Купалы в Минске, в ситуацию вмешался белорусский министр культуры Анатолий Маркевич. По его распоряжению руководство театра за свой счет восстановило монумент. Скульптор Буралкин дополнил его изображением Галины Александровны. И к концу минувшего года, к грядущему в феврале 75-летию Еременко-младшего, надгробие вернулось на кладбище. А уже спустя несколько дней - 2 января нынешнего года - Буралкин, в свое время возглавлявший Союз художников Беларуси, внезапно скончался в 81 год.

- Гена был бесконечно добрым человеком, сильным и ранимым, - написал в некрологе Огурцов-Кржижановский. - Почему был, он и есть сейчас такой же и навсегда останется для меня «камнетесом с душой поэта».