Гумилеву поставят памятник в образе гуманоида Алешеньки
![Николай Гумилев Николай Гумилев](/wp-content/uploads/2024/02/nikolay-gumilev-2.jpg)
Смольный сообщил, что губернатор дал добро на установку памятника на родине поэта, в Кронштадте. Уже определились и с местом, и даже со скульптором: автором изваяния станет молодая мастерица Екатерина Пильникова.
Но фанатам Николая Гумилева страшно не понравилось, что скульптор изобразила его с непропорционально раздутой головой, как будто перед нами гуманоид Алешенька.
- К сожалению, в очередной раз мы видим, как правильная идея об установке памятника великому русскому поэту реализуется в уродливой форме, - посетовал директор Музейно-выставочного центра «Дом Гумилевых» Юрий Щегольков и поделился своими сомнениями, что «уродливое сооружение» может стать достопримечательностью города.
В соцсетях все почем зря бранят скульпторшу за криворукость. Пильникова в ответ оправдывается. Мол, работала четко по фотографиям, а то, что ваш Гумилев не красавец - уж извините. Дескать, в нашей стране и не ставили ему памятников, поскольку его внешний облик к этому непригоден.
![«Николай](/wp-content/uploads/2024/02/nikolay-gumilev.jpg)
«И череп, череп!»
По воспоминаниям современников, Гумилев был предельно некрасив: долговязый, нескладный, да еще и косоглазый. Одно светло-синее око Николая смотрело на Канзас, а другое - на Арзамас. Из-за этого недуга поэта даже не хотели брать в армию. Но в 1914 году он обманул призывную комиссию и получил за службу Георгиевский крест, которым очень гордился.
Об этом, кстати, есть стихи его первой жены и матери их сына Льва - Анны Ахматовой: «Долетают редко вести к нашему крыльцу, // Подарили белый крестик твоему отцу».
Говорили, что у Николая Степановича лицо нильского крокодила. А Александр Блок дразнился на него «глупой сосулькой». Гумилев обижался. Он определял свой внутренний возраст на 13 лет, а сам выглядел значительно старше того, что значилось в паспорте. Добавляли годов зеленоватый цвет лица, общая отечность, набрякшие веки и мешки под глазами. Очень портил лицо нос - «бесформенно-мягкий», большой, сливообразный, красного цвета.
- Он был некрасив до уродства, а экстравагантной манерой одеваться некрасивость свою подчеркивал, - писал поэт Георгий Иванов.
А двоюродный брат Блока Георгий Петрович и вовсе припечатал:
- Физиономия отвратная, какая-то непристойно-голая, глаз косой и глупый, рот - щель помойная. И череп, череп!
![«Николай](/wp-content/uploads/2024/02/nikolay-gumilev-1.jpg)
Тот стал притчей во языцех еще при жизни поэта. А бюст Гумилева работы Пильниковой рисует нам какой-то странный удлиненный череп, приплюснутый сзади. Особенно некрасиво это выглядит, если смотреть в профиль. Однако, судя по всему, автор бюста и здесь не погрешила.
- У него была длинная, яйцевидная голова, вся вытянутая вверх, на длинной тонкой шее, - писал поэт Эрик Голлербах.
Современники отмечали и «непомерно высокий лоб», который казался еще больше из-за неудачной, очень короткой стрижки на военный манер. Поэтому на известных фотопортретах Гумилев чаще всего изображался в шапке или фуражке, скрадывавших особенности строения головы.
Культурная общественность очень хочет, чтобы в Кронштадте стоял не бюст, а памятник в полный рост. Однако в этом случае тоже придется погрешить сходством. Ведь фигура у Николая Степановича была крайне невыигрышная: вислые плечи, очень низкая талия и особенно короткие ноги.
![«Магия](/wp-content/uploads/2024/02/magiya-oblikov-gumileva.jpg)
Магия облика
- И тем не менее женщины его любят, - с горечью констатировал двоюродный брат Блока.
Такой нескладный с виду, Николай умел «влюбить в себя» и тогда становился «некрасивым, но очаровательным»: лицо его приобретало иконописные черты, а от загадочного, «двоящегося» взгляда женщины сходили с ума.
Поэта очень преображала улыбка. Как говорил Георгий Иванов, она была редкая по очарованию и скрашивала все недостатки внешности. Правда, улыбался Гумилев редко, стесняясь своих желтых и чуть кривоватых зубов.
А еще современники обращали внимание на его руки: белые, точеные, выразительные, с длинными пальцами. При разговоре он много жестикулировал и этим усиливал эффект так, что от рук нельзя было отвести глаз. В совокупности неправильности и магия облика Гумилева привлекали не скульпторов, но художников. Особым шиком считалось изобразить уродливого Николая так, чтобы его духовная составляющая затмила физическую.
![«Гуманоид»](/wp-content/uploads/2024/02/gumanoid.jpg)
Удалось ли скульптору Пильниковой воспроизвести все это? Глава Гумилевского общества Ольга Медведко считает, что категорически нет.
- Мы боролись не за этот бюст. К тому же бюстов поэту в стране и так пять штук, а нам нужен нормальный памятник, - говорит Ольга.
По ее мнению, самой удачной работой на сегодня остается монумент Гумилеву в полный рост работы Владимира Корчмара, который 25 лет стоит в Харькове.
- Неужели и на родине поэта нельзя установить что-то подобное? - недоумевает общественница.