Алексею Салтыкову пришлось побороться за свое произведение. Режиссеру понадобилось несколько лет, чтобы фильму дали зеленый свет.
Фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым, снятый режиссёром Алексеем Салтыковым, был смелым кинематографическим произведением, которое впервые откровенно показало суровую правду жизни русской деревни в послевоенное время. Несмотря на сильный посыл картина долгое время пролежала на полке.
Алексей Салтыков стал первым режиссёром, который на широком экране без романтизации показал именно ту жестко суровую действительность: разрушенное хозяйство, женщин, вынужденных заменять скот, тяжелую судьбу людей, потерявших близких на фронте. К такой откровенности чиновники и высшее руководство не были готовы.
Фильм создавался в послевоенные годы, когда официальная пропаганда подчеркивала заметные успехи восстановления страны. Жесткая реальность, показанная в «Председателе», могла восприниматься как критика существующего хозяйственного курса или же как неподходящий для пропаганды образ. В этот момент чиновники и идеологи давали зеленый свет фильмам, вдохновляющим на труд и оптимизм, а не показывающим настоящие трудности.
Ульянов не рисовал своего героя положительным или отрицательным, он лишь показывал его таким, каким он был задуман. Это и стало камнем преткновения. Некоторые решения действия героя вызвали у власти и кинематографических цензоров недоумение и даже страх.
На тот момент цензура и официальная культура были настроены на формирование оптимистичного образа послевоенной России. На этом фоне было невыгодно показывать настолько жесткую реальность, которая могла бы снизить моральный дух народа. Именно поэтому фильм «председатель» был практически запрещён к показу, чтобы не травмировать общественное восприятие.