Как Нонна Мордюкова обожглась на инфантильных красавцах
Торт - это личное: в детстве будущая актриса мечтала, чтобы скамейка или кадушка были из конфет: «укусил и дальше пошел». А еще Нонна Викторовна вспомнила: сама в школе писала на ненужных книгах между строк. И накупила ребятишкам цветных карандашей и альбомов для рисования.
Водитель отнекивался, но актриса настаивала. После завершающей встречи помчались на вокзал. Впопыхах, не зная о намерении Мордюковой, кто-то занес торт в вагон, и состав тронулся. Нонна кинулась к проводнице - та только руками развела: ничего не сделать. Тогда Мордюкова дернула стоп-кран и, теряя тапки, спрыгнула на заснеженный кустарник. Увидела водителя - бегом к нему. В общем, торт человеку вручили. Но пассажиры еще долго ворчали: мол, если артистка, то все можно. А она поменялась с соседкой полками, забилась на верхнюю и представляла, как обрадуются дети, когда увидят сладкое чудо.
- Насчет отдать, подарить, помочь - это я всегда готова. Наверное, и дающая душа не скудеет. Уж так хочется до донышка выложиться в каждой роли, чтоб аж подрумянилась, как хлеб… Тогда и подавай зрителю, - пишет актриса в книге.
Она и выкладывалась. В кинопробах к фильму Григория Чухрая «Трясина» участвовало около 60 человек, а она сыграла так, что у режиссера отпали сомнения. Да и в других картинах не роли исполняла - жила.
Неродной отец
Ее часто называли Ниной, не расслышав с ходу созвучное Нонна. Она обычно не поправляла и редко кому сообщала свое настоящее, еще более экзотическое имя Ноябрина: родители - убежденные коммунисты - дали его старшей дочке в честь 7 ноября. Имя не скрывали, но Нонна самой кинодиве нравилось больше. Семейная тайна была другая: настоящим отцом актрисы, возможно, был не Виктор Мордюков, а Александр Афоничев - возлюбленный матери.
Юная Ирина прибыла в село Глафировка на Кубани в составе агитбригады. И очаровала местного комсомольца-активиста. Увы, «служебно-полевой» роман завершился, как только тот узнал, что Ира в положении. В итоге она вышла замуж за Мордюкова, родила еще пятерых детей. Но страх остаться одной был так велик, что дочерям заклинала: сохранять семью любой ценой. Нонна, боясь огорчить мать, 13 лет маялась в браке с Вячеславом Тихоновым. Но сразу после ее похорон они развелись.
Все удивлялись, что вообще их свело вместе. Закрытый, холодноватый внешне Тихонов и шумная, боевая Мордюкова. Ему 18, ей 20, студенты ВГИКа, где все «бесконечно влюблялись, целовались по углам», как пишет актриса в книге. Молодость…

Шах и мат
Беременность Нонны первым заметил физрук института на занятиях по плаванию. Велел сходить к гинекологу. Чтобы купить приданое для будущего ребенка, Вячеслав пилил дрова дачникам. Но в роддоме крошечному Володе прицепили на ручку клеенчатую бирку: «Мордюков-мальчик» - его родители все еще не были женаты, и Тихоновым он стал позже, когда они расписались. Семейству выделили комнату в студенческом общежитии. Отправляясь на учебу, Мордюкова оставляла мальчика в медпункте ВГИКа, где все желающие его нянчили. А на мужа жаловалась: не помогает. Любовная лодка разбилась о быт и… шахматы - после лекций Слава часами сидел над доской и совсем не торопился к жене и сыну. Впрочем, его уже и не очень ждали. Нонна признавалась: сразу поняла, что Слава ей не нужен. Не любил он ее. Из роддома встречал в самом начале марта - даже пальто не привез. А потом ни разу не поздравил с днем рождения. Но появился ребенок, и стали жить вместе.
Кучерявый чуб
Зато внешне Тихонов был как бог, этот тип мужчин - статных, с благородными чертами - преследовал Мордюкову всю жизнь. Она обжигалась и, как бабочка на свет, летела к очередному красавцу. Еще до Тихонова влюбилась в однокашника Петра из подмосковного Железнодорожного. У того был кучерявый чуб, он тоже учился во ВГИКе и милостиво разрешал подружке списывать конспекты. Дошло до того, что актриса вызвала с Кубани маму, Ирину Петровну, - знакомиться с будущими родственниками. Но те дали понять, что Мордюковы им не ровня.
Путь к сердцу мужчины лежал через суп
На съемках «Простой истории» Нонна была очарована Василием Шукшиным. Казалось, он излучает жизнь, и только рядом с ним она чувствовала себя защищенной. Актриса уверяла, что интима между ними не было, хотя она отчаянно искала встречи. Шаги сибиряка в общежитии угадывала по скрипу кирзовых сапог. Тот тоже был неравнодушен к видной казачке. Но первая жена, Мария Шумская, не дала бы развод, да и муж Нонны с ребенком были тут же, на съемках. Так она потеряла единственного мужчину, с которым, возможно, была бы счастлива.
После развода с Тихоновым Нонна Викторовна пять лет жила с Борисом Андроникашвили. Тот только разошелся с Людмилой Гурченко, и его приняла под крылышко Нонна, которая, по его словам, божественно варила супы. Борис был моложе на девять лет, гордился княжескими корнями и считал изнурительный труд низким для себя. Пытался писать, но месяцами не выдавал ни строчки. Мордюкова тащила на себе не только новоявленного кавалера, но и его многочисленных гостей: застолья в доме не прекращались. В конце концов ей надоело. Инфантильные мужчины стали для нее проклятием. Смеялась: ни один ее кавалер не приносил в дом зарплату.
Второй и последний официальный брак Нонны Мордюковой - с Владимиром Сошальским, краснобаем и сердцеедом. Она стала третьей женой актера - после Ольги Аросевой и Нины Ольхиной. Продержалась полгода - расставшись с Мордюковой, Сошальский еще трижды наведался в загс. Их с Нонной семейный союз рухнул, когда Владимира по призыву отправили служить в Театр Советской армии. Где тот быстро сошелся с примами, отбывая срочную в их постелях. Загулы Нонна не потерпела.
Нонна Викторовна не скрывала своих ухажеров - большинство были моложе, Юрий Каморный, например, аж на 19 лет. Но он так настаивал на отношениях, что выстрелил себе в ладонь.
В течение года рядом с актрисой крутился темнокожий мим и эксцентрик Гелий Коновалов. Но чаще всего она сходилась с актерами, с которыми снималась. При работе над фильмом «Возврата нет» положила глаз на Владислава Дворжецкого - тот часто захаживал в домик, который снимала Нонна.
«Бриллиантовая рука» свела ее с Андреем Мироновым. Правда, любовь ушла в свисток, когда дело дошло до постели. У Миронова как на грех оторвалась пуговица на брюках. Тот полез ее искать. Нонну оскорбила мелочность ее воздыхателя. И это интимное свидание стало последним.
Последняя громкая связь - с Юлианом. Сам певец рассказывает, что познакомился с актрисой на гастролях вскоре после того, как та похоронила сына. Они подружились - Мордюковой так было легче переносить горечь утраты. Но газеты трындели о молодом любовнике. Наткнувшись на очередную сплетню, Нонна Викторовна горячилась: «Скажи им, что спишь у меня на раскладушке на кухне!» - «Так и было», - настаивал певец.

Сына похоронила дважды
Снимаясь в картине «Русское поле» в 1971-м, актриса отчаянно не хотела участвовать в сцене похорон сына - его играл 21-летний Владимир Тихонов. Умоляла режиссера хотя бы не показывать открытый гроб с лежащим в нем человеком. Через 19 лет уже в реальной жизни Мордюкова хоронила своего Володю. У того была зависимость - в 40 лет он умер от инсульта, вызванного передозировкой. В том, что произошло, актриса винила и себя, и бывшего мужа, недодавшего сыну любви.
Незадолго до смерти Нонна Викторовна впервые за многие годы позвонила Вячеславу Тихонову. Оказалось, все обиды в прошлом. А уже перед своим уходом на одной из телепередач актриса призналась: повернуть бы время назад - не развелась бы с Вячеславом Васильевичем, как-то вырулила бы.
Кстати
- Режиссер Сергей Герасимов сватался к Мордюковой. Даже на Кубань к ее матери ездил - просил руки дочери. Обещал сделать из нее вторую Любовь Орлову. Ирина Петровна дала мэтру от ворот поворот. Дескать, вы лысый и старый (Герасимов был старше на 22 года), и, если у Нонки есть талант, она и без вас пробьется.
- Нонна Мордюкова за фильм «Комиссар» (1967 г.) включена в топ-10 лучших актрис XX века по версии Британской энциклопедии «Кто есть кто».
10 лучших ролей
- «Молодая гвардия» (1948): Ульяна Громова
- «Чужая родня» (1955): Стеша Ряшкина
- «Простая история» (1960): Саша Потапова
- «Председатель» (1964): Доня Трубникова
- «Комиссар» (1967): Клавдия Вавилова
- «Бриллиантовая рука» (1968): управдом Варвара Сергеевна Плющ
- «Они сражались за Родину» (1975): Наталья Степановна
- «Родня» (1981): Мария Васильевна Коновалова
- «Вокзал для двоих» (1982): «Дядя Миша»
- «Мама» (1999): Полина Юрьева
Не в бровь, а в глаз: цитаты из фильмов
- «Наши люди в булочную на такси не ездят!»
- «Хороший ты мужик, но не орел. Нет, не орел!»
- «Управдом - друг человека!»
- «Еще раз так пошутишь - всю голову оторву вместе с ушами».
- «Я как выпью, я такая... Знаете, я такая дурная становлюсь! Песни кидаюсь петь!»
- «Эй, комсомольцы, а ну-ка дайте станцевать приезжему человеку!»
- «Я не спекулянтка! Мы посредники между землей и народом».
- «Вот пойми этих мужиков. То ему то. А то сразу: раз - и это!»
- «Я никогда не сержусь. Я добрая».
- «Скучно одной ничего не делать, а вдвоем веселее».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

