Скандалы и провалы: что получил Петербург от вице-губернаторства Соколова

Максим Соколов
Максим Соколов
Вице-губернатор Максим Соколов – один из самых опытных управленцев в команде Смольного, за годы на государственной службе успел поработать в нескольких сферах. Но практически каждый новый этап в его карьере был отмечен скандалом, а многие проекты под его надзором провалились. Максим Соколов в Смольном курирует комитеты по инвестициям, по транспорту, промышленности и туризму. К большому для Петербурга сожалению, все ведомства стали объектом критики профильных журналистов, бизнесменов и обыкновенных горожан, чьи интересы оказываются затронуты неудачными нововведениями или разрывами перспективных контрактов.

Замедленные инвестиции

Петербург все еще держит относительно высокое место в рейтингах инвестиционной активности, но только за счет крупных проектов, которые «пришли» в город благодаря губернатору Валентине Матвиенко более десяти лет назад. Новых инвесторов и крупных проектов практически нет, более того – некоторые уходят из Петербурга из-за «провисания» позиции Смольного при согласовании и на переговорах.

Так, город почти потерял крупное производство минеральной теплоизоляции «Технониколь». Компания была готова вложить в завод на территории Петербурга 7 млрд рублей, но, по версии журналистов, из-за многочисленных сложностей в диалоге со Смольным (власти не согласовали преференции инвестору и затянули переговоры), решила перенести проект в соседнюю Новгородскую область.

Излишняя медлительность чиновников Комитета повредила и планам реконструкции Морского вокзала, которая должна была стартовать весной. Соглашение с компанией «Азимут Хотелс Компани» при объеме инвестиций в 3 млрд рублей город торжественно подписал в прошлом году на ПМЭФ.

Однако работы так и не начались, и участники рынка сомневаются, что начнутся до конца мая. По данным источников, в Смольном слишком долго не могли определиться, как реализовать проект с юридической точки зрения: по схеме государственно-частного партнерства, концессионного соглашения или через специальную проектную компанию. В итоге был выбрал последний вариант – СПК, но обсуждение в Смольном заняло слишком много времени, а ускорить процесс Соколов не смог.

Петербург находится в аутсайдерах и по использованию государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ, где такая схема признана наиболее эффективной. Тогда как в Перми, возглавившей рейтинг, благодаря ГЧП в 2021 году удалось запустить более 80 проектов по реконструкции объектов коммунальной сферы.

Транспортная неудача

Максим Соколов имеет большой опыт работы в транспортном блоке, но на развитии сферы общественного транспорта в Петербурге это положительно не сказалось. Переход на новую модель транспортного обслуживания, который начался в городе с 1 апреля, осуществляется не просто со скандалом, а под огнем критики экспертов отрасли, назвавших реформу непросчитанной, и обычных петербуржцев, которые столкнулись с тем, что реформа сделала их жизнь сложнее, а не комфортнее проще.

Некоторые журналисты связали это с тем, что вице-губернатор Соколов слишком радел за своих друзей и давних коллег, пригласив их руководить в Смольный на ключевые для реализации реформы места, но те не оправдали ожиданий.

Впрочем, Соколов сам признал, что НТМО идет очень трудно, но роспись вице-губернатора в собственном провале не облегчает жизнь тем, кто теперь жертвует утренним сном и вечерним отдыхом, проводя гораздо больше времени в дороге, и мерзнет на остановках в ожидании автобусов, которыми заменили маршрутки, не просчитав должным образом возможность закрыть потребности пассажиров на том или ином участке.

Ситуация с метрополитеном в Петербурге еще печальнее: с самих губернаторских выборов в 2019 году петербуржцам обещали, что строить и запускать метро при Александре Беглове будут активнее, но вместо этого ведомство Максима Соколова способствовало разорению АО «Метрострой», создав новую подконтрольную себе структуру «Метрострой Северной столицы», создало конфликтную ситуацию с сотрудниками «старого» предприятия, не сдержав данного им слова о «бесшовном» переходе и полном расчете, но не помогла ввести новые станции – и граждане, и высшее руководство страны по-прежнему слушают обещания губернаторской команды строить подземку активнее, без упоминания о собственных провалах.

Замерший турпоток

Эпидемиологическая обстановка последних двух лет развитию туризма, особенно международного, не способствовала, и Петербург – не единственный город в мире, который стал принимать меньше гостей, чем в 2019 году. Тем не менее, команда Смольного по примеру управленцев из других городов могла сделать все возможное, чтобы компенсировать последствия закрытых границ и других ковидных ограничений, однако вице-губернатор эту работу провалил.

В 2020 и 2021 году компании, связанные с индустрией гостеприимства и туризмом, столкнулись с кризисом и встали на грань разорения – многие бизнесмены ушли с рынка, обанкротившись. Но комитету по туризму потребовался почти год, чтобы разработать меры по поддержке отельеров и туристических компаний, включенных в список наиболее пострадавших от пандемии.

В итоге Петербург посетило 5,8 млн туристов-россиян и 250 тысяч иностранцев в 2021 году, что губернатор Александр Беглов подал как огромнейшую заслугу. Однако еще в 2017 году в город приехало 7, 5 млн туристов из России и почти 800 тысяч иностранцев, так что, о восстановлении потока даже по внутреннему туризму пока речи не идет.

Что касается создания событий, ради которых хочется приезжать в Петербург, то и здесь Смольный зачастую уступает частным структурам: в новогодний сезон 2021-2022 года на всех мероприятиях, организованных правительством города побывали 236 тысяч человек (что опять же подано как заслуга), но каток и ярмарка в одной только Новой Голландии собрала более 250 тысяч человек на рубеже 2021 года.

Нельзя исключать, что слишком скромный успех организованных Смольным новогодних мероприятий связан с отношением чиновников к тем, кто должен был дарить праздник жителям и гостям города. В декабре корреспонденты «Фонтанки» решили узнать, как обстоят дела с организацией рождественских ярмарок в городе, и под видом потенциальных участников попытались арендовать место под свой павильон.

В итоге им предложили поставить свой домик за 440 тысяч рублей, тогда как официальный прайс Комитета промышленной политики и торговли– 1270 рублей в день. Но ведомство, которое также курирует Соколов, никакой обратной реакции на репортаж не дало, и сам он не объяснил такое расхождение. Вполне вероятно, что именно это оттолкнуло многих молодых предпринимателей, не желающих «искать подход».

Максим Соколов стал вице-губернатором в декабре 2019 года, то есть, провел на этом посту достаточный срок, чтобы подвести некие итоги. К сожалению, рассматривая его «достижения», приходится прийти к выводу, что Петербург мало, что получил от его пребывания на такой высокой должности.