Врач объяснил, почему сумасшедшие врываются в школы и расстреливают детей: «Система психиатрической помощи развалена»

Вор должен сидеть в тюрьме, а шизик - в психушке
Вор должен сидеть в тюрьме, а шизик - в психушке
Очередная трагедия со стрельбой в школе. В Ижевске 34-летний отморозок с нацистской символикой на рубахе расстрелял 17 человек. 11 детей, много совсем маленьких, которые только начали учиться. Шесть взрослых. На многих магазинах с патронами убийца, Артем Казанцев, не поленился написать слово «ненависть».

Преступник проник в школу, застрелив двух охранников, вломился в классы. Сотрудники успели нажать тревожную кнопку, но все произошло слишком быстро. Пропускная система, металлоискатели, ЧОПовцы перестают быть препятствием перед взбесившимся животным с ружьем.

Покончивший с собой тип состоял на учете в психоневрологическом диспансере. И за неделю до кровопролития побывал на приеме у врача. Почему люди с поехавшими мозгами запросто разгуливают рядом с нами и как это прекратить - ситуацию прокомментировал руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, кандидат психологических наук Сергей Ениколопов:

- Все происходящее - следствие либерализации отношения к психиатрическим больным. Началось это в 1990-х годах и продолжается по сей день. Истории о том, что «из Кащенко выпустили всех психов», не лишены оснований. Руководство клиник бойко рапортует о сокращении койко-мест в стационарах и докладывает, как быстро все у них поправляются. Чиновники от медицины требуют таких отчетов. Но многие пациенты не поправляются, к сожалению. Однако даже им дали право самостоятельно решать, принимать ли лекарства, проходить ли обследования. Забыв о том, что к душевнобольному человеку нельзя относиться так же, как к сердечнику, диабетику или астматику, которые сами заинтересованы в лечении. Люди же с психиатрическими отклонениями в массе своей не считают, что у них есть проблемы. А ведь существуют способы определить, готов ли человек принимать лекарства после выписки из стационара и будет ли регулярно являться в ПДН на обследования. Если он не намерен это делать, его необходимо контролировать. Но у нас все напуганы историями про карательную психиатрию, и теперь такие пациенты предоставлены сами себе.

Расхожее мнение: закон о психиатрической помощи запрещает принудительную госпитализацию. Это не так. Если установлено, что человек может быть опасен для себя и окружающих, его изолируют и лечат в стационаре независимо от его желания. Правда, на деле это чаще всего происходит уже после того, как он совершил преступление.

Осмотры, которые могли бы предупредить обострение, проходят формально. Если специалист грамотный, он в состоянии оценить уровень агрессивности, импульсивности пациента. Но не все психиатры знакомы с этими методиками. Получить справку о вменяемости ныне - дело двух секунд: достаточно того, что человек ни на что не жалуется. А то, что родственники и соседи от его поведения уже на грани, можно игнорировать. Все это вопросы компетенции и добросовестности доктора.

В целом же у нас давно стали относиться к психиатрии как к чему-то несерьезному. Кардиология, акушерство, гинекология, онкология - это важно. А «душевные» - кому они нужны! Обратите внимание, как часто горят психоневрологические интернаты, - да просто они уже в таком состоянии, что трагедия следует за трагедией.

Система психиатрической помощи развалена. И это при том, что проблемы с психикой имеют от 4 до 12 процентов населения России. Практически каждый десятый. И когда профилактика дает сбой - жди беды.

Впрочем, в случае с ижевским стрелком вопрос не только к психиатрам. Человек стоял на учете в ПНД - каким образом он приобрел травмат? Кто ему продал патроны? Нужно отслеживать всю цепочку.

Застрять на уровне Муму

Расстрелявший людей Артем Казанцев - выпускник той же школы, где пролил кровь. Не исключено, что шизофреническое расстройство, из-за которого он стоял на учете в ПНД, проявилось у него еще в детстве и могло жахнуть гораздо раньше. Как это произошло у его предшественников, учинивших расправу в учебных заведениях Казани, Перми, Керчи, Подмосковья. Большинство молодых людей тоже имели психические отклонения, но учились наравне со всеми - в рамках модной ныне инклюзии. Никого не заботило, проходят ли они лечение и насколько комфортно одноклассникам рядом с ними. В итоге провозглашенная к месту и не к месту терпимость обернулась десятками погубленных жизней.

Но ведь в ХХ веке была досконально изучена такая отрасль дефектологии, как олигофренопедагогика. Создана целая система обучения и воспитания умственно отсталых детей, интеллектуальный дефект которых соответствует олигофрении в степени дебильности. Олигофрения - стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы. Большинство подростков при таком диагнозе с трудом запоминают таблицу умножения, а к восьмому классу едва осиливают тургеневский рассказ «Муму». Поэтому учили их при советской власти во вспомогательных школах. Откуда при правильном подходе выходили не проститутки и убийцы, а вполне дееспособные работяги, адаптированные к самостоятельной жизни, не создающие проблем обществу. А при нынешнем идиотизме, когда олигофренов помещают в класс с нормальными сверстниками, страдают и те и другие. Этот ужас будет продолжаться, пока в Минобразования не поймут, каких дров они наломали за 31 год дикого капитализма.