Спящая красавица Абхазия

В республике поражают пустые километры пляжей и советский сервис

В республике поражают пустые километры пляжей и советский сервис

Сейчас, уже вернувшись из Пицунды, долго думал: чем же именно меня потрясла Абхазия на этот раз?! Потом понял - отсутствием суеты. И обязательного при этом бардака. В одной молитве говорится: «Избави меня, Господи, от дьявольского поспешения». Так вот, этого поспешения в Абхазии почти нет. Ну, точнее, оно минимальное. В этом-то и есть основной кайф отдыха в этой замечательной республике.

Едва попав на вокзал в Адлере (купе Москва – Адлер - Москва - 10 000 рублей, самолет - от 6000 до 15 000. - В. К.), ты погружаешься в такую круговерть, что не успеваешь сказать «ой», как разнонациональная толпа каких-то носатых и жуликоватых личностей обступает тебя со всех сторон, предлагая немедленно, почти задаром - за сто, пятьсот, тысячу рублей - доехать до абхазской границы. Кругом вонь, смрад, белесая дымка от пыли олимпийских строек висит повсеместно. Горы грязного строительного мусора египетскими пирамидами высятся направо и налево, создавая дополнительную гористость в пейзаже. Везде что-то долбят, кажется, что куски арматуры торчат не только из земли, но и из ребер прохожих.

Любой алкоголь перед покупкой сначала дают попробовать

Любой алкоголь перед покупкой сначала дают попробовать

По дороге на границу, это километров 10, раза три попадаю в пробку. Ничего не попишешь, грядет Олимпиада.

Непосредственно на границе ощущение всемирного бардака и конца света усиливается. Сотни каких-то грязноватых лавочек, многочисленные машины, беспрерывно сигналящие на узкой дороге, подозрительные дяди, шныряющие глазами туда-сюда, этакий Стамбул начала 20-х годов. Как в фильме «Бег». Не удивлюсь, если там за углом стоит тотализатор с тараканьими бегами.

Но все это исчезает, как только, пройдя по длинному мосту через Псоу, пересечешь границу. Кстати, таможня - граница работают отлично. Я проскочил все минут за пятнадцать. Так вот, попав на «тот берег», в прямом и переносном смысле ты попадаешь в другой мир. Замечаешь, что никто не скачет вокруг тебя, требуя таньга, что вокруг красивейшие горы, покрытые волшебными облаками, вспоминаешь, что название пограничной речки Псоу ты знаешь с юности. Потому как белого сушняка с тем же названием ты в 80-е годы в Москве выпил столько, что можно было бы устроить из него небольшое винное море. Откуда-то появились парящие в небе орлы. До этого, на российской стороне, ты видел только грязных галок, яростно долбящих недоеденный чебурек.

Владимир КАЗАКОВ

Владимир КАЗАКОВ

Конечно, и по эту сторону границы с тебя сдирают, но как-то непринужденно, можно сказать, даже лениво. До Пицунды, куда я направлялся, километров семьдесят. Можно доехать от 500 до 1000 рублей. Что вполне справедливо, учитывая расстояние. Но если такая цена не устраивает, чуть пройдя вперед, натыкаешься на государственную маршрутку, где эта же дорога оценивается в 40 рублей.

Но это так, нюансы. В Абхазии, конечно, рай. По природе. Да, может, и вообще. В свое время Евгений Евтушенко, а уж он-то, покуролесив по всему миру, сказал, что самые красивые места на земле - это Чили и Абхазия. Не знаю, как там с Чили, но с Абхазией, похоже, что так. И на фоне невообразимо красивой природы все еще торчат многоэтажные дома-призраки, изрешеченные пулями. Это напоминание о жестокой и кровавой грузино-абхазской войне1991 - 1992 годов. В такого рода конфликтах трудно искать правых и виноватых, но Абхазия была почти полностью разрушена и восстановиться не может до сих пор. Кстати, на бытовом уровне ненависти к грузинам я не заметил, отвращение к Саакашвилли - да. А к народу Грузии - нет.

Владимир КАЗАКОВ

Владимир КАЗАКОВ

Рай для ностальгирующих по СССР

Поражает, что в таком цветущем месте так мало отдыхающих. Может, люди боятся, но в бардачном Адлере мне показалось на порядок более стремно, чем в Пицунде. Но народа нет. Выходишь на пляж - красотища. На ширину взгляда, ну сколько - три-четыре километра, загорающих человек пятьдесят. После московской суеты самый кайф. Да и бывший пансионат газеты «Правда», где я остановился, за 1700 рублей в сутки, включая трехразовое питание, заполнен на половину. И в этом тоже кайф: гуляешь в спокойствии, не натыкаясь на дебильных соотечественников, которыми кишит Турция, ходишь спокойно по полупустым барам и ресторанчикам и радуешься жизни. Кстати, ужин на четверых, с шашлыками, сациви, чачей и прочими излишествами, в самом дорогом месте стоит примерно 1500 рублей. Да, чача продается повсеместно. Прекрасная. Практически целебная. Кстати, обратил внимание, что москвички там пьют только чачу, а не вино, которого тоже навалом. Чистейшая чача крепостью градусов 60 - от 100 до 300 рублей за литр. Вино местное государственное – 100 - 200 рублей за бутылку. Домашнее - 120 за полтора литра. Но все цены относительны и, как правило, смещаются в сторону уменьшения.

Владимир КАЗАКОВ

Владимир КАЗАКОВ

В этом правдинском доме отдыха, или пансионате «Питиус», как он называется, - рай для ностальгирующих по СССР особ. Тут ничего не изменилось года с 1978-го. Там не просто похоже на те годы, а действительно ничего не изменилось. Душевные люди. Барная стойка с протянутой поверху ниткой лапочек, имитирующих светомузыку. Крутящиеся кресла, огромные дерматиновые диваны, собаки, лохматые и добродушные, повсеместно валяются на коврах пансионата и дорожках парка. В садиках бродят олени. На теннисном корте пасутся козы и орут нечеловеческим голосом. На стенах удивительная по своему безумию мозаика, олицетворяющая тернистый путь книгопечатания от монахов-летописцев к газете «Правда». Просто обалдеть. В баре на стенах огромные чеканки с искореженными от судорог фигурами, видимо, олицетворяющие страсть местного населения к песням и пляскам. И то и другое, по словам администрации, не что иное, как творчество народного художника СССР Зураба Церетели. Хотя я мог и сам догадаться. По монументальности и изощренному дебилизму фигурок.

Абхазия - как заколдованный злой волшебницей дворец спящей красавицы. Поцелуй ее, сними паутину с хрустальных люстр - и все вокруг засверкает.

Владимир КАЗАКОВ

Владимир КАЗАКОВ

Самый кайф в простоте

Тут вот какая мысль меня мучила все время в Абхазии. Конечно, страна бедная. И война ее сильно подкосила. Понятно, что, пока стоит наша военная база в Гудауте, войн больше не предвидится. Дело не в том. Если вложить туда денег, никакая Турция даже близко не сравнится с Абхазией. Но, с другой стороны, если туда придет наш капитал, а он неминуемо придет, там будут такой же бардак, безумие и ужас, как в Адлере. Нужно ли это?! Там и так хорошо. И фигня, что сервис советский. Но все очень чистенько. Пансионаты, конечно, допотоптные по сантехнике, по оборудованию, но зато кормят на убой натуральными местными продуктами и на ужин дают свежевыловленную барабульку! И в этой простоте, без «пяти звезд», мне кажется самый кайф.

Владимир КАЗАКОВ

Владимир КАЗАКОВ

А что касается недавнего заявления госдепа по резолюции конгресса США, что Абхазия - неотъемлемая часть Грузи и должна немедленно к ней присоединиться, так это чепуха. После той жесточайшей войны, придуманной грузинским руководством в начале 90-х, никакое совместное проживание невозможно. Элементарно, из-за пролитой крови.

«Cо мной в местном ресторане сидела девушка из Москвы. Милая, совсем неглупая. Лет двадцати трех. Звали ее Лиана. Окончила что-то экономическо-юридическое. Я ей рассказываю, как намедни съездил в Новый Афон, какая там красота… Она задумалась.

 - Ой, я тоже хочу в Новый АЙфон!

Я опешил. Видя мое изумление, она с недоумением нахмурилась:

 - Я что-то не то сказала? Я хотела сказать, что тоже хочу посмотреть монастырь в Новом АЙфоне!»

Владимир КАЗАКОВ

Владимир КАЗАКОВ

Коровы считают себя полноправными участниками дорожного движения, и с ними никто не спорит

Коровы считают себя полноправными участниками дорожного движения, и с ними никто не спорит

В горах Абхазии всегда цветение, а проводника туда можно нанять за 1000 рублей в сутки

В горах Абхазии всегда цветение, а проводника туда можно нанять за 1000 рублей в сутки




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов