Дым «Белого дома»

3 - 4 октября 1993-го состоялась публичная казнь противников ельцинского режима

3 - 4 октября 1993-го состоялась публичная казнь противников ельцинского режима

Слова «расстрел без суда и следствия» нынче часто употребляют в связи со сталинскими временами. О событиях 3 - 4 октября 1993 года все телеканалы вспоминают как о «разгоне парламента» и «штурме «Белого дома», где засела «красно-коричневая банда» депутатов во главе с председателем Верховного Совета (ВС). Они так мешали гайдаро-ельцинским реформам, что Борис ЕЛЬЦИН решил уничтожить сопротивление с помощью танков, БТР и снайперов.

Репортаж вело американское телевидение. Травмировать всю Россию ужасающей картиной казни противников политики президента оно не стало. И показывало нам не трупы людей и истекавших кровью раненых, а дымящееся здание, по которому палили из пушек. Спустя годы заговорили о «расстреле парламента», но - как о ликвидации недобитков «коммунистической советской власти» во благо русскому народу. Однако дым «Белого дома» все еще разъедает души вопросом: так что же расстреляли господа «демократы» в те роковые для России дни, по сей день скрывая истинное число жертв и причины расстрела?

В Вашингтоне все знают, что самое высокое здание федеральной американской столицы - это конгресс США, Капитолий. Он не столь уж и высок - 169,3 метра. Но по американскому закону выше него в главном политико-административном центре страны, мэром которого считается президент Америки, нельзя построить никакое сооружение. Ибо Капитолий - символ того, что власть народа, то есть законодательная власть, выше любой другой власти. Ни бизнес, ни исполнительная власть не могут быть на одном уровне с ней. Ей подотчетен даже президент.

У нас таким органом власти после августовской «цветной» революции 1991 года стал Верховный Совет (ВС). Раньше это было де-юре, теперь произошло де-факто: Ельцин лишь в ноябре сформировал «правительство реформ». Реальную власть тем временем представлял ВС РСФСР. Он состоял из депутатов, избранных воодушевленным народом в ожидании обещанных Ельциным демократических перемен. Народных избранников в прессе даже начали называть на западный манер - парламентариями.

4 октября 1993-го произошло невероятное. Президент России приказал расстрелять парламент, а американское телевидение под разрывы снарядов показывало нам, как валит дым из выбитых окон здания Верховного Совета.

.

Алексей КАЗАННИК в 1989 году уступил Борису ЕЛЬЦИНУ свое место в Верховном Совете. 5 октября 1993-го сразу после разгона парламента он стал Генеральным прокурором России, но оказался честным человеком и вскоре был вынужден подать в отставку (фото «ИТАР-ТАСС»)

Роковая прелюдия

Пальба по «Белому дому» и казнь инакомыслящих - это была развязка. Властное противостояние обострилось осенью 1992-го, так как 1 декабря должен был открыться VII съезд народных депутатов России. Ельцин его страшно боялся. В этот день истекал срок дополнительных полномочий, предоставленных ему V съездом. К тому же он понимал, какой бы ни была повестка съезда, все прения сведутся к вопросу: оставлять Гайдара главой правительства или немедленно снять?

Меньше чем за полгода Гайдар своим 28-процентным налогом на добавочную стоимость разрушил все производство страны и сельское хозяйство, а заодно превратил в пыль все сбережения граждан и пенсии, обещая нам в будущем капиталистический рай. Но что делать в промежутке, он не знал, уповая на рынок, который сам все отрегулирует.

Смертность и преступность росли такими темпами, словно в стране шла война. Народ его ненавидел, а Ельцин считал гениальным экономистом и полностью ему доверял. Понимая, что народные избранники в интересах жителей своих регионов потребуют отставки Гайдара, Ельцин повелел Геннадию Бурбулису, Михаилу Полторанину и Павлу Грачеву разработать план введения 24 - 25 ноября прямого президентского правления с одновременным роспуском парламента.

.

Защитники «Белого дома» в августе 1991-го и в страшном сне не могли представить, что два года спустя площадь и улочки в самом сердце Москвы будут усеяны трупами их прежних единомышленников...

Созданный Ельциным в октябре Совет глав республик вдруг призвал парламент перенести съезд на весну 1993 года, чтобы, дескать, не в авральном порядке разработать и принять новую Конституцию. Депутаты недоумевали, зачем переносить съезд, и предлагали действовать по принципу: «мухи отдельно, котлеты отдельно».

В чекистских кругах обо всем знали, и кто-то из «своих» предупредил депутатов о многоходовом плане президента по сохранению Гайдара.

Но снять Гайдара - полдела, кем его заменить?

Накануне съезда бывший философ-диссидент Виктор Аксючиц, чей труд «Метафизика зла у Достоевского» был популярен за рубежом, активный сторонник Ельцина в августе 1991-го, а ныне ярый противник, на тайном собрании 14 влиятельных депутатов, чьи имена сегодня уже забыты, умудрился свести жаркие споры к согласию: Гайдара снять, поставить Черномырдина - дескать, он неплохой хозяйственник и хотя бы в вопросах газа и электроэнергии силен. Все это происходило в кабинете «Белого дома», в котором в октябре 1993-го разорвется первый снаряд.

.

...расстрелянных снайперами с крыши американского посольства и сионистами-бейтаровцами

На съезде же, открывшемся 1 декабря 1992 года, после доклада председателя ВС Руслана Хасбулатова, который в пух и прах разнес экономическую политику Гайдара, творилось нечто невообразимое. Чтобы сорвать его работу и недопустить голосование, сторонники Ельцина демонстративно уходили из зала, но все же депутатам - противникам Гайдара удалось удерживать кворум. 9 декабря за Гайдара проголосовали 467 депутатов при требуемом для утверждения кандидатуры 521 голосе, против Гайдара проголосовали 486 депутатов. И тут на съезде началась драка. Первая со сталинских времен. Ее никогда не показывают по телевидению. Председатель ВС понимал: происходящее сейчас в кремлевском зале - зеркало того, что произойдет в стране, если парламент уступит Ельцину. Понимал это и упрямый президент. Компромиссное решение было найдено: 14 декабря 1992 года съезд снял Гайдара и утвердил на должность премьера Черномырдина, чья кандидатура на сей раз была предложена Ельциным. Но, «уступив» Гайдара, президент России продолжил войну с парламентом, заменив начавшуюся летом 1992 года «стихийную» приватизацию на грабительскую ваучерную, которую с 1993 года возглавляет Чубайс и категорически не принимают депутаты.

В сентябре 1993-го Верховный Совет на своих заседаниях в «Белом доме» разбирает факты коррупции высших лиц государства, вопиющих махинаций с госсобственностью, готовится их огласить на внеочередном X съезде и поставить вопрос об отставке правительства и самого президента. А также - и тут зарыта главная «собака» - об отмене незаконных Беловежских соглашений о расчленении СССР. И вот с этим не только Ельцин, но и пестовавшая его Америка уже никак не могли согласиться.

.

 

Анафема палачам

21 сентября Ельцин издает указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым прекращает деятельность парламента.

В ночь с 3 на 4 октября по приказу Ельцина начинается «штурм «Белого дома», на площади перед которым на протяжении всего съезда сутками, сменяя друг друга, дежурят сторонники ВС. С крыши посольства США снайперы-провокаторы начинают стрелять в защитников ВС и даже, чтобы были злее, в сотрудников спецслужб «Альфа» и «Вымпел», которым приказано взять «Белый дом» и уничтожить засевшую в нем «банду». Так погибли около 20 наших военнослужащих, выполнявших приказ Ельцина.

В штурме приняли участие 10 танков и 20 бронетранспортеров. Причем накануне ОМОН умышленно направлял на место будущей бойни колоны манифестантов, собиравшихся в центре Москвы для поддержки парламента. И тоже предварительно «разозлив»: сначала безоружных людей и даже случайных прохожих-стариков лупили дубинами, ломали руки-ноги, выбивали зубы, не пускали в метро, а затем спокойно пропускали в очередной переулок, который приведет на площадь.

.

Булат ОКУДЖАВА в ночь массового убийства оказался не с теми, кто сутками дежурил у «Белого дома» и пел его песню «Возьмемся за руки, друзья!». Народный любимец примкнул к НОВОДВОРСКОЙ и АХЕДЖАКОВОЙ, которые радовались смерти людей и призывали: «Раздавить эту гадину!» (фото «PhotoXPress»)

Парадокс, но зверство омоновцев потрясло даже журналистов радио «Свобода», но в своих репортажах они не отмечали ни подлости «посольских» снайперов, ни зверств «неформальных» боевых отрядов из чернявых людей в гражданской одежде, которые никому не подчинялись, а просто под прикрытием БТР, давивших сторонников ВС, стреляли во все стороны. Депутаты, как и находившиеся на площади спецназовцы, которые вели между собой переговоры по рации, сочли их бейтаровцами - представителями еврейской военно-террористической организации «Бейтар», которые, по слухам, появились в Москве в начале 1990-х при содействии мэрии и банка «Мост» Гусинского. По данным профессора Олега Платонова, автора книги «Россия под властью масонов», бейтаровские БТР разметали огнем походную часовенку с молящимися женщинами и убили священника.

О садистском беспределе на площади - огонь по зданию ВС не прекращался десять часов, хотя в нем без воды, еды, света, телефонной связи и медицинской помощи находилось около десяти тысяч мужчин, а также женщины и дети, которым даже не предлагали сдаться, - подробно рассказывает книга полковника Ивана Иванова «Анафема. Хроника октября 1993 года. Записки разведчика», основанная на вынесенном из горящего «Белого дома» личном дневнике помощника генерала Ачалова и ранее не публиковавшихся документах.

Страна же не знала об этих бесчинствах. Премьер Черномырдин еще днем 3 октября отдал приказ отключить телевещание на основных каналах, подконтрольных Березовскому и Гусинскому, а на остальных пустить не соответствующие действительности титры: «Вещание по первому и четвертому каналам нарушено ворвавшейся в здание телецентра вооруженной толпой». Между тем 3 октября, примерно в 19.10, на площади в Останкино, к которой двигалась почти 200-тысячная колонна сторонников Верховного Совета, начался перекрестный расстрел всех, кто был перед телецентром и пытался в нем укрыться. Около 19.30 телерадиовещание всех компаний из «Останкино» было прекращено под предлогом захвата сторонниками ВС первого этажа телецентра.

По официальным данным, в октябрьской бойне погибли «всего» 150 человек. По неофициальным - около 1500. Жертв было бы еще больше, если бы сотрудники «Альфы» вопреки приказу генерал-лейтенанта Михаила Барсукова (будущий директор ФСБ в 1995 - 1996 гг. - Е. К.) «уничтожить всех» не уговорили находившихся в «Белом доме» людей сдать оружие и не начали тайно, рискуя собой, выводить их по коммуникациям еще до того, как «Альфе» и «Вымпелу» разрешили вывести депутатов, журналистов, детей и женщин.

Доказано: из «Белого дома» не было сделано ни одного выстрела, хотя оружие в нем имелось. Его любит демонстрировать нам телевидение, но никогда не показывает хронику того, как давили и убивали беззащитных людей на площади. И по сей день неизвестно, кем, как и куда вывозились останки раздавленных и расстрелянных противников Ельцина.

На беду Верховного Совета, к его защитникам в те дни примазались баркашевцы. Телевидение показало, как по Москве разъезжали «Уралы» софринской бригады внутренних войск, перешедшей на сторону Верховного Совета. Но только над этими «Уралами» были не красные флаги, а флаги РНЕ. И многие молодые люди ехали из Подмосковья к зданию Моссовета, куда призвал Гайдар своих сторонников, чтобы сказать свое «нет» не парламенту, а фашистам.