Карибский кризис: Жизнь на земле спас ангел
Александр ПЕТРОВ |
50 лет назад человечество оказалось на грани ядерного самоуничтожения
В октябре 1962 года США выдвинули СССР ультиматум: или вы убираете свои ракеты с Кубы, или остров Свободы окажется в кольце блокады. Такие действия по международному праву расценивались как акт войны. Мир замер в ужасе, еще никогда опасность гибели всего живого на планете не была столь велика. О драматических событиях тех дней мы беседуем с капитаном 2-го ранга в отставке, кандидатом исторических наук Александром ПЕТРОВЫМ.
- Александр Павлович, кто был прав в конфликте США и СССР в октябре 1962 года?
- Думаю, СССР. Мы тогда не нарушили никакие нормы международного права, хотя и заняли жесткую позицию. К счастью, в последний момент Хрущев и Кеннеди проявили добрую волю и пошли на взаимные уступки.
- Как все начиналось?
- Америка в дополнение к ядерному оружию в Великобритании, Италии, Северной Канаде и на Гренландии разместила 35 ракет в Турции. Эти ракеты могли запросто долететь до Москвы, а вместе со «старыми» уничтожить всю европейскую часть СССР. Тем более что прикрытие силами ПВО со стороны Северной Америки и Гренландии было откровенно слабым. Надо было принимать ответные меры. Адекватным ответом могло стать развертывание нашего ракетного комплекса под боком у США. Такие возможности появились после победы в 1959 году кубинской революции. Американцы устраивали против острова Свободы постоянные провокации: высадили десант наемников на Плайя-Хирон, посылали самолеты-шпионы, наращивали силы на своей базе Гуантанамо на Кубе, пытались отравить Фиделя Кастро. Хрущев предложил Кастро защиту - перебросить в страну контингент советских войск, включая ядерное оружие - ракеты Р-12 и Р-14. Через 20 минут после пуска они могли поразить даже Вашингтон. Такой угрозы Америка стерпеть не могла.
На встрече в Вене 4 июня 1961 года КЕННЕДИ убеждал ХРУЩЕВА, что в мире сложился баланс сил |
Кастро подталкивал к войне
- Что предприняли США?
- Президент Кеннеди заявил о начале военно-морской блокады Кубы. Перехватывались любые корабли в радиусе 500 миль. 24 октября в 10.00 блокада вступила в силу. На патрулирование в Карибское море и Атлантику США послали 180 кораблей. Руководители обоих государств обменялись грозными заявлениями. Кеннеди предупредил, что любой пуск ракеты Америка будет рассматривать как начало войны. Хрущев подчеркнул: СССР считает блокаду незаконной, советские корабли станут ее игнорировать и в случае атаки нанесут ответный удар. Кстати, американцы в те дни юлили: чтобы не нарушать международное право, называли блокаду «карантином». В то же время не существовало ни одного акта, запрещавшего нам размещать свои ракеты на Кубе. Так что правда была на нашей стороне.
- А мы успели смонтировать пусковые установки на Кубе?
- Четыре Р-12 среднего радиуса действия были полностью готовы к пуску. 14 октября их сфотографировал американский самолет-шпион. А еще к острову полным ходом шли четыре транспорта с Р-14 и 68 ядерными боеголовками. Кстати, о наших военных приготовлениях не знал даже посол СССР в США Добрынин. Решения принимали члены Политбюро и лично Хрущев. Их мнение всегда было единодушным. Лишь когда стали голосовать о примирении с США, министр иностранных дел Громыко и министр обороны Малиновский воздержались.
Во время Карибского кризиса самолёты ВВС США вместе с флотом пытались перехватить корабли СССР в Атлантике, Карибском и Саргассовом морях |
- Еще бы! Но вместе с тем напугала и охладила горячие головы. Джон Кеннеди почти решился бомбить СССР, но, увидев снимки наших пусковых установок в 180 километрах от Флориды, понял, чем ему грозит агрессия, и отдал распоряжение применять оружие лишь после подтвержденного приказа президента. А его он так и не решился отдать. Кеннеди лишь привел вооруженные силы США в состояние высшей готовности - DEFCON-2, единственный раз за всю историю США. Мы в свою очередь отменили увольнение в запас военнослужащих-срочников и привели в состояние повышенной боеготовности войска Варшавского договора. Кстати, Хрущева к решительным действиям подталкивал Фидель Кастро. В письме руководителю СССР он написал, что почти наверняка Америка нападет в течение ближайших 72 часов и надо ее опередить. Откуда он это взял, до сих пор неизвестно.
- Янки отправили к Кубе армаду боевых кораблей. А мы?
- Наши возможности сильно уступали ресурсам вероятного противника. К берегам Америки СССР послал четыре подлодки (по классификации НАТО «фокстрот»), каждая с 22 торпедами. Они должны были прикрывать транспортные суда. Хрущев написал Кеннеди: «Своей блокадой вы толкаете мир в пучину ракетно-ядерной войны. Если не прекратите пиратство, капитаны наших судов вправе принимать любые меры для обеспечения безопасности».
Ракета Р-12 могла разрушить Белый дом и Капитолий в Вашингтоне через 20 минут после пуска с Кубы |
- К счастью, нет, но 27 октября судьба человечества повисла на волоске. Об опаснейшем инциденте рассказал на международной конференции бывший член экипажа подлодки Б-59 лейтенант Вадим Орлов. По словам моряка, в Саргассовом море их забросал глубинными бомбами эсминец США, пытаясь заставить всплыть. Врага можно было разнести в клочья торпедой с ядерной боеголовкой. Для применения такого оружия, рассказал Орлов, требовалось согласие трех старших офицеров на борту, ведь это - ядерная война. Два не возражали, но один сказал «нет». Им был капитан 2-го ранга Василий Архипов.
- Выходит, именно ему мир обязан своим спасением? На Западе в этом не сомневаются.
- Возможно, хотя все намного сложнее. Разрешение на применение обычного оружия мог дать главком ВМС, ядерного - министр обороны. Шифр наборного замка на торпедном аппарате знал только командир подлодки. Аппаратура управления ракетами включалась особым ключиком, который командир носил на тесемке на шее. В случае военной угрозы лодка должна была всплыть под перископ и ждать приказа по радио из Москвы. Во время атаки эсминца это, конечно, стало невозможным.
Перед походом Архипов уточнил у заместителя главкома ВМС адмирала Фокина: «Когда и как следует применять ядерное оружие?» Тот затруднился дать точный ответ. Тогда начштаба Северного флота уточнил: «Долбанете, если нападут на лодку, сделав в ней дырку, или по приказу из Москвы».
- Решение Архипова сказалось на его карьере?
- Василий Александрович продолжал службу в прежней должности. В 1964 году был назначен командиром 69-й бригады подводных лодок. В отставку вышел в звании вице-адмирала. Умер в 1999 году. Посмертно награжден Национальной премией Италии «Ангелы нашего времени» - за мужество и выдержку, проявленные в экстремальных условиях.
Кстати, Архипов отличился еще до Карибского кризиса. В 1961 году в качестве дублера командира он участвовал в походе атомохода К-19. 4 июля на борту произошла авария. Вот-вот мог произойти атомный взрыв. Возникла паника. Несколько членов экипажа потребовали высадить их на норвежский остров Ян-Майен, а лодку затопить. Тогда командир лодки Затеев приказал утопить стрелковое оружие, оставив пистолеты лишь пяти старшим офицерам, в том числе Архипову. Они и подавили мятеж. Василий Александрович вместе с другими героями получил радиационное облучение. События того похода показаны в американском фильме «К-19».
Вице-адмирал Василий АРХИПОВ |
Угроза из космоса
- Итак, в октябре 1962 года мы оказались на грани ядерной войны с США. Как удалось разрешить конфликт?
- Все эти напряженные осенние дни и ночи не прерывались контакты между руководством обеих держав. Делались не только грозные ультимативные заявления, но и предложения по мирному урегулированию. Резиденту КГБ в Вашингтоне Александру Фомину было поручено через репортера ABC News Джона Скали передать в Госдеп США наше желание начать предметные переговоры. В конце концов СССР и США пошли на взаимные уступки. Мы вывели свои ракеты с Кубы, американцы сняли блокаду и обязались прекратить попытки насильственного свержения Кастро. Хрущев хотел, чтобы американцы также демонтировали ракеты в Турции, но они на это не пошли.
- Мы уже почти 70 лет живем без большой войны, но напряженность не спадает. Корея, Вьетнам, Гренада, Югославия, Ирак, Ливия - везде США топят в крови народы, навязывая заокеанские стандарты и приводя к власти проамериканские режимы. На очереди - Иран и... Россия?
- Действительно, Америка вооружается бешеными темпами, бросая в топку Пентагона триллионы долларов. Так она поступала и прежде, стремясь втянуть нас в гонку вооружений и разорить. Сегодня «ястребы» взлетели в космос, создавая стратегическую аэрокосмическую группировку, элементом которой становится новая система ПРО. Производится суперсовременная техника для всех видов вооруженных сил. Как бывший моряк, назову для примера субмарины класса «Seawolf». Это прирожденные «убийцы» подводных лодок, а ведь именно они - одна из важнейших составляющих нашего арсенала сдерживания.
Сверхдальний бомбардировщик США В-52 способен доставить две термоядерные бомбы до любой точки нашей страны |
- Что делать-то? Или время упущено безвозвратно?
- Наш оборонный бюджет значительно уступает американскому, но средства на перевооружение у России есть. Надо лишь правильно ими распорядиться. Не распылять, а создавать и закупать только самую современную технику. Наиболее перспективный путь, на мой взгляд, - готовиться нанести удар по жизненно важной точке вероятного противника - его космической группировке. Если мы выведем из строя спутники США, вся их военная машина враз оглохнет и ослепнет.
- Дай-то Бог.