Жидкое золото

Национализация производства водки сможет вывести Россию на новый этап развития

Национализация производства водки сможет вывести Россию на новый этап развития

В этом году мы отмечаем два примечательных юбилея. 90 лет назад в СССР был окончательно отменен сухой закон и введена госмонополия на водку, благодаря которой страна смогла обеспечить финансами курс, взятый на индустриализацию. А 15 лет назад пьяница-президент Борис ЕЛЬЦИН окончательно упразднил федеральную службу по обеспечению госмонополии на алкоголь. После чего Россия буквально утонула в фальсификате и лишилась самой стабильной доходной позиции в бюджете, вернуть которую не получается до сих пор.

Государственная монополия на спиртные напитки всегда служила неиссякаемым источником наполнения казны. Доходы от продажи алкоголя составляли порой до 40 процентов от государственного бюджета. Россия веками сидела на, как сейчас принято говорить, водочной игле. И когда вместе с окончанием Гражданской войны перед новой властью встал вопрос, на какие шиши строить светлое будущее, большевики тоже не придумали ничего более эффективного, чем вернуться к опыту царского режима. Учитывая разрушенное производство, разоренное сельское хозяйство, получить мгновенную сверхприбыль при минимуме вложений можно было только на водке.

Водка объединяет всех: БРЕЖНЕВ, АЛЕКСИЙ II , тогда - управляющий делами Московской патриархии, патриарх Пимен и главный раввин Московской хоральной синагоги Яков ФИШМАН празднуют 60 лет Великой Октябрьской социалистической революции

Водка объединяет всех: БРЕЖНЕВ, АЛЕКСИЙ II , тогда - управляющий делами Московской патриархии, патриарх Пимен и главный раввин Московской хоральной синагоги Яков ФИШМАН празднуют 60 лет Великой Октябрьской социалистической революции

Сталин объяснил решение партии так:

- Когда мы вводили водочную монополию, перед нами стояла альтернатива: либо пойти в кабалу к капиталистам, сдав им целый ряд важнейших заводов и фабрик, и получить от них известные средства либо искать источники в других областях. Тут надо выбирать между кабалой и водкой. Но избежать иностранной кабалы...

Постановлением Совнаркома и ЦИК СССР в августе 1923 года в стране отменили сухой закон, введенный еще Николаем II на время Первой мировой войны, и вернули производство и продажу водки.

С тех пор каждый человек знал: покупая водку, он не только оплачивает ее производство, но и серьезно пополняет бюджет государства.

Нарком финансов РСФСР Сокольников рассчитал, что за год от продажи водки молодое государство получало 250 млн. рублей золотом. Из этих водочных барышей большевики не украли ни рубля, зато совершили невозможное. На полившиеся золотым дождем водочные деньги был реализован Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), положивший основу индустриализации в СССР. За счет водочной монополии построили десятки электростанций, в том числе Нижегородскую, Волховскую и Днепровскую ГЭС, которые работают до сих пор.

Осуществленные всего за десять лет существования монополии планы были настолько грандиозны, что в их возможную реализацию не верил никто. Даже писатель-фантаст Герберт Уэллс, посетивший Россию в начале 20-х годов, ознакомившись с ГОЭЛРО, счел его утопией, о чем написал сатирический очерк «Россия во мгле».

Борис ЕЛЬЦИН больше всего любил смешивать водку с шампанским - коктейль «Северное сияние». В теленовостях это называлось работой с документами

Борис ЕЛЬЦИН больше всего любил смешивать водку с шампанским - коктейль «Северное сияние». В теленовостях это называлось работой с документами. Фото: РИА «Новости»

Предательский указ

Во мгле мы оказались, когда в 1992 году Ельцин отменил монополию на водку. Произошло это одновременно с принятием указов о приватизации и о свободе торговли. В этот момент произошел захват гайдаровскими и чубайсовскими дружками самых доходных сфер экономики - нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и, конечно, водочной.

Потеряв государственный контроль, рынок мгновенно наполнился низкопробной, фальсифицированной, а порой и вовсе ядовитой продукцией вместо качественной гостовской водки.

Россия же лишилось своей самой стабильной и доходной позиции в бюджете.

За год после выхода преступного указа от отравления паленой водкой умерло около 500 тыс. человек. Эта страшная цифра, но именно потеря легких денег заставила Ельцина подписать указ о возвращении монополии. Однако новорожденные водочные короли успели за короткий срок заработать столько, что смогли финансировать саботаж создания федеральной службы по обеспечению госмонополии на алкоголь. Так и не начавшее нормально функционировать ведомство тихо упразднили в 1998 году.

- С тех пор в России от отравлений спиртными напитками ежегодно умирают порядка 75 тыс. человек, - говорит руководитель отдела системных исследований Московского НИИ психиатрии Мин-здрава РФ.

Казна же не собирает сотни миллиардов рублей, оседающих в теневом секторе экономики. По словам экономического эксперта Дмитрия Абзалова, подавляющее большинство контрафактной водки приходит из Северного Кавказа, а «алкогольная» доля в доходной части бюджетов некоторых республик составляет 50 - 60 процентов. Может, это как-то связано с тем, что на Кавказе до сих пор несколько «неспокойно» и ситуация недостаточно подконтрольна федеральному центру.


Сложившееся положение дел с нелегальным рынком алкоголя, видимо, настолько катастрофично, что обратило на себя внимание президента. В июле 2005 года Владимир Путин отметил на заседании Госсовета, что существующая система контроля алкогольной продукции не работает, так как слишком коррумпирована.

- Самым лучшим образом мы решили бы проблему, если бы добились от правительства решения, практически переходящего к монополии государства на спирт, - предложил тогда Владимир Владимирович.

Здесь бы подключиться политическим партиям и перехватить инициативу. Коммунисты или либерал-демократы, продавившие подобный законопроект, завоевали бы настолько широкую поддержку и любовь народных масс, что навеки получили бы парламентское большинство.

Владимир ПУТИН знает, что водка должна принадлежать народу

Владимир ПУТИН знает, что водка должна принадлежать народу. Фото: «ИТАР-ТАСС»

Ведь национализация водки - это одна из немногих реформ, на реализацию которой не потребуется брать деньги из народного кармана. Мало того, даже учитывая запредельную чиновничью коррупцию, быстрые поступления в бюджет приносили бы стране до полтриллиона рублей в год. Чиновникам тогда не приходилось бы идти на грабительское повышение тарифов ЖКХ и другие фискальные причуды вроде взимания платы за проезд по построенным еще в СССР дорогам.

Правительство в лице вице-премьера Ольги Голодец расписалось в своей неспособности собрать налоги почти с 40 процентов граждан страны. Многие не хотят платить, понимая, что ряд налогов чудовищно завышен, а половина собранных денег уйдет в оффшоры.

- Если бы налоги платились в полном объеме, сейчас пенсионеры имели пенсию 20 тысяч, - призналась Голодец.

Такую пенсию россияне могут получить уже завтра. Недостающую часть налогов тютелька в тютельку покрыла бы упускаемая последние 15 лет государством выгода от водочной монополии.

Но ничего этого не происходит.

В 1945 году русская водка доказала своё конкурентное преимущество перед шнапсом, саке, граппой, ракией и целым рядом другой бурды

В 1945 году русская водка доказала своё конкурентное преимущество перед шнапсом, саке, граппой, ракией и целым рядом другой бурды

Убийственный акциз

Вместо того чтобы национализировать производство водки, государство каждый год поднимает акцизы. Такое решение приводит сразу к нескольким неприятным последствиям.

Во-первых, сокращается количество легальных производителей. Мелкие водочные предприятия просто не тянут такую налоговую нагрузку, сопровождаемую коррупционными поборами, и вынуждены выходить из игры. Зато большие заводы водочных королей, усиливая контргосударственную монополию, остаются.

Во-вторых, желая избежать поборов, производители алкоголя все больше выводят продукцию из легального оборота.

- После последнего повышения акцизов объем потребления алкогольных суррогатов в 2013 году может достичь одного миллиарда литров при общем объеме рынка в 2,3 миллиарда литров, - опасается директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. - Ни о каком снижении потребления водки и речи быть не может. Просто те, кто покупал водку по минимальной цене, перешли на контрафакт.

Повышая водочные налоги с целью получения прибыли, государство только вызывает раздражение населения и, наоборот, теряет деньги. Следуя докладу Общественной палаты о проблеме алкоголизма, экономические потери России, связанные с употреблением населением суррогатов, составляют не менее одного триллиона 700 миллиардов рублей в год.

С этими цифрами совсем не вяжутся разговоры чиновников о стремлении к оздоровлению нации. В данном случае сделать это можно, только полностью взяв алкогольный рынок под госконтроль. Но вместо этого чиновники предпочитают брать взятки.

.

Большевики провели на водочные деньги индустриализацию, хотя пили в России в десять раз меньше, чем сейчас. А нынешние правители, национализировав алкоголь, могут выстроить одну из лучших в мире пенсионных систем или полностью решить проблему ЖКХ

Как все начиналось

* 1386 год - генуэзские купцы впервые привезли в Россию виноградный спирт aqua vitae.

* 1474 год - Иоанн III установил государственную монополию на производство и продажу хлебного вина, а также других алкогольных напитков - меда и пива.

* 1505 год - российская казна впервые начала получать прибыль от экспорта водки.

* 1533 год - в Москве открыли первый «царев кабак», а торговля водкой сосредоточилась в руках царских чиновников.

Разводят, как лохов

По оценкам экспертов, в России сегодня самый дорогой алкоголь в мире относительно доходов населения. Аналитики Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя приводят в пример Германию, где при средней зарплате в 1,5 тыс. евро можно найти в магазине высококачественную водку за пять евро. В России же при средней зарплате 18 тыс. руб. минимальная цена водки 190 руб. за бутылку.

Еще хуже ситуация с вином. Государственные акцизы и жадность владельцев торговых сетей настолько велики, что бутылку вина, которая в Германии стоит четыре евро, наши магазины продают по 500 руб. Вот и получается, что европеец может купить на свою зарплату 200 - 300 бутылок качественного алкоголя, а россиянин - около 60.

- Удорожание делается вовсе не в рамках антиалкогольной кампании. Это целиком фискальная программа по отъему денег у наших граждан государством,- считает директор отраслевого агентства «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.

.

В бутылке ценой 190 руб., ставящей легального производителя на грань рентабельности, на акциз и НДС приходится больше половины - 115 рублей. Огромные деньги! Но водочные короли ухитряются платить их государству только с части своей продукции, а подпольные заводы Северного Кавказа вообще избавлены от налогообложения

Только цифра

Водка, легально произведенная в России, составляет лишь 4 процента мирового рынка «традиционной русской водки».

Имей в виду

Есть точка зрения, что современная российская борьба с алкоголем и табаком имеет конкретную цель. Переключить людей с алкоголя и табака на легкие наркотики, а в идеале даже легализовать их.