Украинские военные: патриоты или предатели?

Курсантов, которые в 90-е отказывались присягать Незалежной, посылали в свинарник

Курсантов, которые в 90-е отказывались присягать Незалежной, посылали в свинарник


В Крыму над всеми 193 воинскими частями и подразделениями украинской армии поднят российский флаг. Примерно 6 тыс. военных Незалежной готовятся присягнуть России. 8 тыс. отправились на материк, дослуживать в украинской армии. Сейчас последние полторы тысячи провожают. Еще несколько тысяч запросились на гражданку, не желая больше служить. Многие отмечают, что переприсяга - крайне болезненный и унизительный для любого военного акт. Можно ли назвать ее изменой? И как все происходило на Украине, когда распался СССР и появились национальные армии? В этом непростом вопросе мы разбираемся с военным обозревателем «Комсомолки», полковником Виктором БАРАНЦОМ, который в начале 90-х - во время развала великой страны - тоже был вовлечен в драматические события.


- С армией подобное случалось не раз, - напоминает Виктор Николаевич. - Например, когда Николай II отрекся от престола, правительство Керенского тоже требовало переприсяги от вооруженных сил. Но по тем временам это было немыслимо для русского офицера. И Николай II сделал благородный жест: обратился к офицерскому корпусу с письмом, где освободил их от присяги на верность царю.
В 1991 году ситуация была не менее драматичная. Офицеры Советской Армии, разбежавшись по национальным квартирам, тоже оказались перед вопросом: кому присягать? Ведь из одной армии получилось сразу 15! Я сам присягал Советскому Союзу в 1965 году на мерзлом заснеженном плацу в гарнизоне Остер под Киевом. Символично, что нашу дивизию называли «дикой», потому что в ней служили призывники со всего СССР - и казахи, и туркмены, и таджики, и грузины, и киргизы. И вдруг этой единой великой не стало!






В 90-е русских солдат на Украине насильно заставляли клясться в верности «трезубцу». Сейчас Россия в Крыму дала свободу выбора. Фото: golos.com.ua

В 90-е русских солдат на Украине насильно заставляли клясться в верности «трезубцу». Сейчас Россия в Крыму дала свободу выбора. Фото: golos.com.ua

Тогдашний министр обороны Павел Грачев пришел на прием к президенту Ельцину и говорит: «Борис Николаевич, а давайте мы устроим переприсягу на верность России!» Ельцина в армейских кругах тогда называли «тело». А еще называли «пьян»... Ладно, не буду. Но в тот момент он проявил благоразумие. «Паша, - сказал Ельцин. - Это наши воины, готовые защищать страну. Будем считать, что они уже присягнули на верность русскому народу». И я крестился двумя руками в этот день в честь того, что нас, офицеров Минобороны и Генштаба, не ввергли в эту позорнейшую акцию.
- А как было на Украине?
- Всю тяжесть ситуации в полной мере испытал на себе мой сын, на тот момент курсант Высшего военного-политического училища во Львове. Я и сам его оканчивал. Преклоняюсь перед мудрыми стратегами, которые поместили это заведение в самом, можно сказать, эпицентре бандеровского логова. Никто так успешно не вел советскую пропаганду среди разлагающейся молодежи, как молодые красавцы-курсанты. И вели мы ее не только на кафедрах университетов, но и в койках местных общежитий, убедительно перевоспитывая аборигенок, зараженных бациллой нацизма. А кто-то даже и здоровые семьи с ними создавал!






После отречения Николай II благородно освободил офицеров от присяги царю

После отречения Николай II благородно освободил офицеров от присяги царю

И вот, представьте, в конце 1992 года объявили о создании национальной армии Украины. Весь состав училища построили на плацу - от первого до четвертого курса. Вышел перед ними пан генерал и приказывает: «Те, кто готов служить Украине, - шаг вперед!» Шагнула примерно треть местных ребят, которые были родом из западных областей. Остальные остались на месте. Этого генерал никак не ожидал и сильно разозлился. «А хто против, будэ гимно чиститы с пид свиней!» - заявил он. Там действительно было свое прикухонное хозяйство со свинарником. Небывалое унижение. Сын с друзьями звонит мне: «Папа, что делать?» Говорю: «Сын, никаких свиней, держаться до последнего! За тобой великая Россия!» Я, как работник центрального аппарата Минобороны, поднял все связи, подключили радио, телевидение. Вынуждено было вмешаться украинское начальство, ребят оставили в покое и перевели в Россию. Это были наши ростки, наши сменщики. Мы их встречали, как космонавтов, вернувшихся из космоса. Помню гордость, которая переполняла мое сердце, что мы с сыном будем служить в одной армии на благо великой России.






Виктор и Денис БАРАНЦЫ (весна, 1992 год)

Виктор и Денис БАРАНЦЫ (весна, 1992 год)

- Как поступали с офицерами, генералами?
- Если брать высший офицерский состав и генералитет, то их старались купить. Ведь Украине при распаде достались три самых «жирных», самых лакомых военных округа - Киевский, Прикарпатский и Одесский. Сами по себе они уже были мощнейшей армией Европы. 700 тысяч душ! А для ее управления нужны были профессионалы. Им предлагали должности, перспективу карьерного роста, большие зарплаты. Соблазн был велик. Мне рассказывал генерал Виктор Чечеватов, как тяжело было принимать решение. «Представь, - говорил он, - у меня на Украине квартира 200 метров, коттедж, жена с детьми прекрасно устроены. И предлагают должность заместителя министра обороны! Да еще намекают, что, мол, следующим министром буду я!» Он даже звонил Ельцину, спрашивал: может, ему там остаться? Все же свои, украинцы, не корейцы какие. Но тот категорично сказал: «В Россию!» Чечеватов подчинился. И получил должность командующего войсками округа на Дальнем Востоке.
А вот с младшими офицерами не церемонились. Прессуха была тотальная. Подключали армейских психологов. Находили у русских офицеров украинские корни и давили на сознательность: «У тэбэ дид тут против турок воював, а ты, сука, лэтишь до москалив!»






. Фото: pole-voli.livejournal.com

Захват украинских кораблей в Крыму осуществляли дружины самообороны «Рубеж» и «Бизоны». Получив контроль над судном, предлагали торжественно спустить украинские флаги под гимн. А если команда отказывалась, аккуратно снимали сами и отдавали украинским морякам. Фото: pole-voli.livejournal.com

Терроризировали семьи. В Чернигове, я знаю, жену русского офицера, который отказался присягнуть жевто-блакитному флагу, выгнали с работы из школы. Другой офицерской жене прокололи все четыре шины на ее стареньком «Жигуленке». Устраивали даже затопление квартиры, намекая потом, что быт наладится сразу, как только хозяин жилья «правильно определится». И стекла в квартирах били, и трезубец на двери рисовали. Много всякой мерзости.
- Но ведь не все смирились?
- Нет, не все. Например, командир одного авиаполка собрал весь личный состав и сказал: «Я считаю, мы не должны присягать Украине. Эти самолеты сделаны руками русских людей, в Россию должны и вернутся». Его все поддержали. Тогда командир объявил день учений, для членов семей были приобретены билеты на поезд, и в назначенный час весь авиаполк перелетел в Россию. Этот демарш в свое время широко обсуждался. А вот то, что «незалежный» флот тогда покинул большой противолодочный корабль, который по договору должен был отойти к Украине, я сам узнал не так давно. О результатах моего расследования обязательно сообщу.






Иногда у крымчан при захвате «самостийных» кораблей даже не было оружия. Фото: Scanpix/NTB

Иногда у крымчан при захвате «самостийных» кораблей даже не было оружия. Фото: Scanpix/NTB

- Виктор Николаевич, но что же выходит? Если украинские военные присягают на верность России, они предатели своей страны?
- Жизнь сложнее, чем самые священные каноны. Представьте крымского офицера, у которого квартира в Севастополе, жена работает в местном магазине, дети в университете. А ему говорят: «Збирайся, едь на Украину!» Но он русский. Его родина - Крым. Его предки сражались за эту землю и здесь похоронены. Разве покинуть свою истинную родину - не по «приписке», а по крови, по душе, да и по месту жительства - это не настоящее предательство?! Надеюсь, у политиков с той и с другой стороны хватит мудрости, чтобы не повторять ошибок прошлого. И не унижать военных, несмотря на то какой они сделали выбор.


А так законно?!


3 августа 1992 года главы Украины и России КРАВЧУК и ЕЛЬЦИН заключили Ялтинское соглашение. Которое предусматривало, что до 95-го года объявляется переходный период, в течение которого будут согласованы все детали по разделению Черноморского флота. Но украинские военные наплевали на него. Краткая хроника беспредела:


* 10 - 19 августа в состав ВС Украины включены Евпаторийский и Севастопольский авиаремонтные заводы.
* 10 сентября захватывается два севастопольских морских училища.
* 31 декабря к принятию украинской присяги шантажом и уговорами склоняются 70 процентов личного состава Одесского отделения тыла ЧФ.
* 11 января представители МО Украины открыто заявили, что ВМС Украины не руководствуется Ялтинскими соглашениями, которые являются «предательством интересов украинского народа».
* 16 января совершен вооруженный захват склада в Измаиле.
* 6 марта министр ВМС Украины Морозов объявил, что все суда вспомогательного флота - собственность Украины.
* 8 апреля все крымские военные гарнизоны были возглавлены офицерами украинской армии.
* 11 апреля принята резолюция 4-го съезда офицеров Украины, в которой говорится о необходимости денонсации Ялтинского соглашения и увольнения в запас всех офицеров без украинского гражданства.
* 24 апреля был приведен к присяге экипаж большого противолодочного корабля «Способный», входящего в состав Тихоокеанского флота.
* 15 мая захвачен пожарный катер ПЖК -388. После этого он поднимает «жовто-блакитный» флаг и покидает боевое дежурство, чего не случалось за всю историю Черноморского флота.