Европейские ценности
Николай СМЕТАНКА |
Все работоспособные литовцы уехали в богатые страны подтирать задницы
В мае 2004 года Литва вступила в Евросоюз. Десять лет - достаточный срок, чтобы подвести итоги. А некоторым странам, так рвущимся в Европу, постараться не наступить на те же грабли. К этому призывает Николай СМЕТАНКА - он родился в Полтаве, в Литву уехал еще в советские времена, а в последние годы в полной мере почувствовал на себе все прелести европеизации.
Николаю Сметанке было 25, когда старший брат, работавший на Игналинской АЭС, позвал его к себе, в город Снечкус (ныне Висагинас), что в 160 км от Вильнюса. Сейчас Николай собирается на пенсию.
- В 58 не рановато? - спрашиваю своего давнего знакомого. - Пенсионный возраст для мужчин в Литве - 63 года. Много в деньгах потеряешь?
- 24 процента. Пенсия будет 214 евро. Осенью уже сидел на чемоданах, хотел на родину вернуться. Думал, на Украине с такими деньгами прожить проще. А потом там цены как начали расти! Так что теперь и не знаю... Литовцам хотят еще на два года поднять пенсионный возраст. А в Латвии, слышал, до 67 увеличить. Понятно, в стране наполнять бюджет некому. С открытием границ все, кто может передвигаться, рванули в развитые страны. Остались в основном инвалиды, старики да дети, которые вырастут и тоже уедут куда подальше. Для многих унизительно вытирать задницы престарелым итальянцам-испанцам-немцам за 600 - 700 евро в месяц, но здесь таких денег не заработаешь. Сын тоже перебрался в Англию. За 250 фунтов в месяц раскладывает автопогрузчиком товар по полкам. Это вполовину меньше, чем платили бы коренному жителю. Мы в Европе люди второго сорта.
- Тем не менее многие украинцы рвутся в Литву.
- А их, как и молдаван, и белорусов литовские работодатели принимают с удовольствием. Думаешь, потому, что они такие трудолюбивые? Просто они бесправны в чужой стране. В последнюю поездку (Николай - дальнобойщик. - М. К.) моим напарником был парень из Николаева. Так ему ни отпуск не положен, ни страховка.
Граждане бывших советских республик, получивших независимость и вступивших в ЕС, мечтали о сладкой жизни, а оказались на обочине |
Макароны по талонам
- В 2004-м, когда Литва только присоединилась к Евросоюзу, ваши зарплаты составляли примерно 40 процентов от доходов европейцев, а спустя пять лет выросли еще на 15.
- Если бы на эти деньги можно было безбедно жить, никто бы не покидал насиженных мест. Рядом с Висагинасом ЕС первым делом закрыл атомную станцию, дескать, у нее ненадежный реактор. Хотя МАГАТЭ после капитальной реконструкции, которую проводили шведы и американцы, разрешило ее использование. Предприятие могло бы снабжать электроэнергией всю Прибалтику, часть Белоруссии, Польши, России. После закрытия станции на улице оказались 5 тысяч рабочих. А плата за электроэнергию выросла в два раза.
Другой пример. Семья моего знакомого, состоящая из четырех человек, забыла, что такое душ. Они набирают ванну, моются по очереди, затем в этой же воде замачивают белье, а после стирки сливают в баки и используют для промывки унитаза. Ведь вода стоит 2,5 евро за куб холодной и 7,5 - за куб горячей.
- А ты сколько получаешь и сколько тратишь?
- Зарплата 376 евро. Зимой, когда расходы на свет и тепло увеличиваются, за однокомнатную квартиру отдаю почти половину. Много денег уходит на продукты. Едим в основном привозное. Своими остались разве что хлеб, мясо, рыба и молочные продукты. Самое дешевое мясо - 3 евро/кг, молоко - 1 евро/л. Хорошо еще, деревенские привозят молоко, просят всего 1,5 евро за трехлитровую банку. Наименее защищенные слои населения пару раз в месяц получают продуктовые наборы по карточкам: макароны, мука и банка сгущенки.
Так воспринимают в Европе новых соседей. Надпись на банке: «Мигранты-рабочие. Экономичная упаковка. Два по цене одного. Продукт Восточной Европы» |
Хоть трава не расти
- На Украине много говорят о высоких евростандартах. Мол, проще применять их и жить припеваючи.
- Вот Евросоюз выдвинул требование утеплять фасады жилых многоэтажных домов. Называется реновация, но почему-то проводится за счет жильцов. Мне, например, этот «стандарт» обойдется почти в 2 тысячи евро. У нас квартиры в городе по 5 - 6 тысяч евро продаются! Люди уезжают в Европу на заработки и сдают их за бесценок, а то и вовсе бросают. За чей счет будут утеплять фасады? Тех, кто остался.
Фермеры не выдерживают непомерных налогов, разоряются. А селянам, получившим в 90-х годах по 3 га общественных земель в личное пользование, Евросоюз платит по 50 евро за то, что они косят на них бурьян. Земля не используется по прямому назначению, но это никого не волнует. Посмотри, как разительно отличаются литовские и белорусские поля. На наших - одуванчики, а на соседских - гречка, пшеница и, как говорится, всякая пашница. Сразу видно, где есть хозяин.
- Но ведь не может быть все плохо!
- Конечно. Поскольку пахотные земли превратились в пастбища, многие стали выращивать бычков. Медицина на высоком уровне. Водители-дальнобойщики, например, получают бесплатную страховку от европейского Красного Креста - она гарантирует лечение в течение недели в любой стране ЕС. Мы свободно передвигаемся по Европе. Еще в Литве прекрасные дороги, построенные на деньги Евросоюза. В то же время большинство моих знакомых, да и я сам можем позволить себе одеваться лишь в секонд-хэнде. Заправляться предпочитаем в России или Белоруссии - бензин дешевле.
- Согласно последнему социологическому опросу, всего десять процентов жителей Литвы заметили улучшение жизни после вступления в ЕС.
- В Европе ведь не дураки живут, чтобы раздавать деньги зря. Они требуют за это непомерную плату. Покупают бедные страны с потрохами. А украинцы думают, что им подадут все на блюдечке с голубой каемочкой.