Санкции вытянут нас за уши

Долгие годы наши агрохолдинги вкладывались в западного фермера

Долгие годы наши агрохолдинги вкладывались в западного фермера


О том, как запрет продуктового импорта из США, Канады, Норвегии и стран ЕС скажется на наших столах и кошельках, рассказал заведующий кафедрой Кубанского государственного аграрного университета, д-р сельхоз. наук, атаман Всекубанского казачьего войска, профессор Василий КОМЛАЦКИЙ.


- Василий Иванович, признайтесь, прокормит российский фермер страну?
- Однозначно да! Россия стабильно собирает более 95 миллионов тонн зерна. Мы на 85 процентов обеспечиваем себя помидорами, капустой, огурцами, на 80 - картошкой, яблоками. Примерно такой же расклад по другой растительной продукции. На Кубани даже цветы по голландской технологии выращивают - в огромной теплице в Мостовском районе. Конечно, бананы с финиками у нас не растут, но их и не из Европы везут.
Обратите внимание: овощами страну обеспечивают, в основном, средние и небольшие хозяйства. Если поначалу чего-то будет не доставать, нужно понимать - в стране не хватает фермеров.






Василий КОМЛАЦКИЙ уверен: русская земля прокормит нас всех

Василий КОМЛАЦКИЙ уверен: русская земля прокормит нас всех

- Неужели русские люди разучились работать на земле?
- Вовсе нет. Просто большую часть земли раздали олигархам. Она в аренде или принадлежит крупным агрохолдингам, многие из которых - в долговой яме. А вот фермеры, получившие наделы еще в начале 90-х, работают гораздо эффективнее. На Кубани их порядка 15 тысяч, и за 20 непростых лет они не обанкротились, не накопили миллионных долгов.
- То есть заменить польские яблоки кубанскими - не проблема?
- Польша поставляла нам яблоки в течение всего года. Вот у нас на юге России нынче хороший урожай. Но где его держать, чтобы отечественные яблочки лежали на нашем столе круглогодично? Хранилищ не хватает. Чтобы исправить положение, потребуются два-три года и волевое решение руководства страны. В общем, санкции вытянут нас за уши, хотя первое время уши будут болеть.
- Правда, что российские аграрии превзошли советских?
- В растениеводстве - да, урожайность по ряду культур выросла. В советское время, правда, особых проблем тоже не было, но положение было менее стабильным. Сейчас на поля вышла современная техника, повышается эффективность работы. Но что происходит с зерном? Ежегодно более 25 миллионов тонн вывозится за рубеж. На этом зерне там откармливают животных и птицу, которых затем, в виде паштетов или тушек, продают в Россию. Получается, все эти годы наши агрохолдинги вкладывались в западного фермера. Речь не только о кормах - для переработки зерна нужны предприятия, а это рабочие руки и налоги. Мало того, за рубежом оставалось колоссальное количество органических удобрений. Каждая свинья дает до пары тонн навоза в год, а это отличное азотистое удобрение. То есть западные фермеры удобряли поля навозом из нашего зерна, а мы покупали химикаты для обработки полей!






Российские бурёнки давно ждали, когда у правительства дойдут до них руки

Российские бурёнки давно ждали, когда у правительства дойдут до них руки

- Что нужно развивать в первую очередь?
- Быстро нарастить производство животноводческой продукции за счет крупных комплексов не удастся - потребуются миллиардные инвестиции, серьезное развитие инфраструктуры и логистики. Чтобы оперативно закрыть импорт, нужно развитие небольших хозяйств. Построишь такую ферму - уже через полгода из птенцов вырастут индейки, куры, утки, а из яйца в инкубаторе - полноценная несушка. За год теленок станет коровой, чуть меньше нужно поросенку, чтобы вырасти во взрослую свинью. И сразу пойдет доход. Вот, скажем, на базе Кубанского аграрного университета восемь лет работает свиноводческая ферма «Пятачок». Только представьте: 7 тысяч свиней обслуживают всего пять человек! Чистая прибыль - до 20 миллионов рублей в год.
Естественно, нужна поддержка государства, ведь главная проблема фермера - земля, а получить ее крайне сложно. Да и в чистом поле свинарник не построишь: нужны коммуникации, электричество, дорога, налаженный сбыт. Монополисты - энергетики, газовики - выкручивают руки, поэтому необходима поддержка властей.






Накося выкуси!


Решив задавить Россию санкциями и получив ответный удар, европейцы лишились огромного рынка сбыта и, стеная, подсчитывают убытки.


- Правительство Литвы спешно ищет замену российским партнерам, которым отправляли до 60 процентов молочной продукции. Под запрет попал импорт на 270 млн. евро.
- В Латвии экономический ущерб составит 53 млн. евро. Глава правительства призвала соотечественников покупать молоко и рыбу у местных предпринимателей.
- Из-за претензий Россельхознадзора экспорт молочной и рыбной продукции из Эстонии был запрещен еще в январе. Его объем составлял 70 млн. евро. Новые санкции приведут к падению цен на продукты питания в стране и подстегнут инфляцию.
- Польша требует от Вашингтона открыть рынок для своих яблок. И пытается увеличить поставки в Иран, Индию, Белоруссию и Казахстан. Совокупные потери могут составить около 800 млн. евро.
- Из Франции импортировалось продовольственных товаров на 12 млрд. евро. Упущенная выгода оценивается в 1 млрд.
- Российские санкции могут стоить Финляндии 400 млн. евро.
- В Испании хуже всего придется производителям овощей и фруктов. Ущерб может составить 338 млн. евро.
- Объем продовольственного экспорта Италии в Россию в 2013 году достиг 700 млн. евро.
- До конца этого года Бельгия может лишиться 2 млрд. евро.
- Швеция ежегодно экспортировала в Россию сельхозпродукты на 97 млн. евро.
- Под запрет попали продукты питания из Норвегии общей стоимостью более 750 млн. евро.
- Греция требует от ЕС отменить экономические санкции против России и отмечает катастрофический ущерб для местных фермеров.






Попробовать хамон в России по-прежнему не проблема

Попробовать хамон в России по-прежнему не проблема


Хамон и шпроты: и снова здравствуйте!


Опубликовав список запрещенных к ввозу в РФ продуктов, который вверг в тоску любителей деликатесов, чиновники принялись давать разъяснения. Дескать, хамон запрещен не весь, а только в натуральной оболочке, с прошутто тоже не расстанемся, потому как это не колбаса, а разрешенная к ввозу ветчина. Не уйдут с наших прилавков оливки с маслинами из Испании, Греции и Италии, останутся латышские шпроты - на консервы санкции не распространяются. И вообще, говорят, список будут корректировать. Из него могут исключить пищевые добавки с пальмовым маслом - по ним горюют наши кондитеры, семенной картофель, попавший под запрет вместе со «съедобным»», и мальки рыб из Норвегии - производители признаются, что без них не могут наладить разведение рыбы.



автор