Битва за Арктику

Абсолютное российское превосходство на Севере обеспечивают ледоколы

Абсолютное российское превосходство на Севере обеспечивают ледоколы


С усилением кризиса разгорелась борьба за контроль над гигантскими нефтегазовыми месторождениями и коммуникационными возможностями Арктики. В схватку вступили не только страны бассейна Северного Ледовитого океана - США, Канада, Норвегия, Дания, но и державы иных регионов. Ледоколы начали строить даже Китай и Япония.
Ускоряющееся сокращение полярной ледовой шапки делает Северный морской путь более проходимым для кораблей - как торговых, так и военных. Вопрос о контроле над самым коротким морским путем из Атлантического океана в Тихий стоит уже чрезвычайно жестко.







Недавно Мурманск громко отпраздновал 55-летие морской легенды XX века - первого в мире атомного ледокола «Ленин»

Недавно Мурманск громко отпраздновал 55-летие морской легенды XX века - первого в мире атомного ледокола «Ленин»

Открытое политическое и военное соперничество в Арктике началось в декабре 2001 года. Россия воспользовалась своим правом, определенным Конвенцией ООН, представить новые границы своего арктического шельфа и заявила о притязаниях на огромный сегмент Арктики, чья совокупная площадь свыше 1,2 млрд. кв. км. Основанием стал факт: две крупнейшие подводные горные цепи в Северном Ледовитом океане - хребет Ломоносова и хребет Менделеева - являются продолжением одной и той же Сибирской континентальной платформы.
США сочли аргумент недоказанным. В 2007 году научно-исследовательское судно «Академик Федоров», на борту которого находилась экспедиция Артура Чилингарова, нашло доказательства. Ученые не только добыли со дна Северного Ледовитого океана множество образцов пород хребта Ломоносова, но и установили на его поверхности капсулу с российским флагом.
США и Канада тут же провели в Северном Ледовитом океане совместные военные учения. После этого правительства России и других северных стран объявили о создании, расширении или тотальном переоснащении арктических группировок войск.






До перестройки советский спецназ регулярно проводил учения по обороне наших арктических рубежей и в любую минуту был готов отразить агрессию США и других стран НАТО

До перестройки советский спецназ регулярно проводил учения по обороне наших арктических рубежей и в любую минуту был готов отразить агрессию США и других стран НАТО


Дадим отпор отморозкам


В борьбу за доступ к запасам нефти и газа на шельфе, чей совокупный объем оценивается в 1,6 трлн. т, а это около четверти предполагаемого объема всех «морских» углеводородов Земли, вступили, наращивая военное присутствие, Дания, Норвегия, США и Канада. Их, как и азиатские страны, привлекают еще и залежи драгоценных и редкоземельных металлов, не говоря о возможностях рыболовного промысла. На кону - безопасность России. И не только экономическая.
По мнению ведущего эксперта «The National Interest» Роберта Фарли, Россия благодаря советскому опыту и инфраструктуре готова к возможной войне за арктические ресурсы лучше всех. С 1 декабря в арктической зоне на базе Северного флота начало действовать объединенное стратегическое командование «Север». В его состав вошли воинские части и корабли Западного, Центрального и Южного военных округов. Сформированы войсковые группировки на островных арктических территориях России, в том числе на Новой Земле, Новосибирских островах, острове Врангеля и мысе Шмидта. Они сведены в объединенную тактическую группу, которая в октябре 2015 года заступит на боевое дежурство. Полным ходом идет создание новых военных городков. До конца года, например, только в Алакуртти Мурманской области переедут около 1,6 тыс. военнослужащих.






Ту-142 с 1977 г. остаётся грозой подлодок потенциального противника. Взрывные сбрасываемые источники звука их обнаруживают и оглушают, делая неуправляемыми

Ту-142 с 1977 г. остаётся грозой подлодок потенциального противника. Взрывные сбрасываемые источники звука их обнаруживают и оглушают, делая неуправляемыми

Этим событиям предшествовали: восстановление аэродромов на северных территориях и тактические войсковые учения по сценарию - противодействие террористическим и диверсионным группам.
В Северном Ледовитом океане нет значительных массивов суши и крупых населенных пунктов, так что там нет необходимости в большом количестве пехоты. Главную роль там будут играть мобильные группировки, и российский спецназ  к этому готовится. В советские времена он проводил учения по нападению на объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и других местах, а недавно Россия усилила тренировки подразделений, которые должны базироваться в Арктике.
Так, во время последних учений, проведенных нынешней весной, на Новосибирских островах высадился батальон ВДВ. Также десантная рота на парашютах спустилась на дрейфующие льды рядом с Землей Франца-Иосифа - это первая в истории освоения Арктики парашютно-десантная учебная операция.
Военная группировка будет усиливаться параллельно с ростом наземных баз, позволяющих обеспечить господство в воздухе. Считается, что наш перехватчик МиГ-31, оснащенный крылатыми противокорабельными ракетами, и дальний противолодочный Ту-142, прозванный «Мясорубка», не в состоянии противостоять американским истребителям пятого поколения. А этого и не требуется. В отсутствие баз натовских самолетов в Арктике может просто не оказаться - радиус боевого действия не позволит.
Но основной силой для ведения любых действий в Арктике, конечно, остается флот. Именно нехватка ледоколов для переброски войск и оборудования в арктических условиях является проблемой всех стран, кроме России. Наши суда пока еще позволяют удерживать пальму стратегического первенства в покрытых льдом акваториях. Кроме того, «Балтийский завод - Судостроение» должен построить для Северного морского пути три атомохода нового поколения. Головной корабль «Арктика» сойдет со стапелей уже через три года.
Прикрывать его будут модернизированные АПЛ проекта «Акула». Они несут на себе баллистические ракеты, способные пробивать толщу льда и лететь к заданной цели за тысячи километров. На этой способности - стрелять ракетами без всплытия, что обеспечивает скрытность и неуязвимость наших атомных подлодок - держится главная задача Северного флота: ядерное сдерживание вероятного противника. Натовцы, кстати, подобный вид стрельбы не освоили, поэтому-то всеми средствами стараются ограничить возможность передвижения наших подлодок под арктическими льдами. Это им пока не удается. В 2008 году российские подводники после многолетнего перерыва возобновили боевую работу под ледовой шапкой Северного полюса и проложили новые скрытные маршруты из Баренцева моря в Тихий океан.





Великолепная семерка


55 лет назад Морфлот СССР принял в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Он был главным в семерке наших судов-богатырей, обеспечивших России абсолютное господство во льдах Арктики.


«Ленин». Первое в истории судно, оснащенное ядерной силовой установкой. Сдан в эксплуатацию 5 декабря 1959 г. Основные его отличия от дизельных предшественников - высокий уровень автономности и мощность. Они позволяли существенно увеличить период навигации.
Юбиляр прошел по арктическим маршрутам 360 тыс. км - почти 30 земных экваторов! И провел через льды 3741 судно. С декабря 1989 г. стоит на причале в порту Мурманска, работает как музей.


«Арктика». Спущен на воду в 1975 г. Стал крупнейшим из всех существовавших тогда ледоколов. Его ширина составляла 30 м, длина - 148 м, высота борта - более 17 м.


«Сибирь». Введен в строй в 1977 г. В историю легендарный ледокол вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию по маршруту инка. Также он стал первым судном, которое вошло в пределы Северного полюса.


«Россия». Построен в 1985 г. для работы только в условиях Северного Ледовитого океана. На нем был совершен первый круизный рейс на Северный полюс для иностранных туристов.


«Советский Союз». Введен в эксплуатацию в 1989 г. Особенность конструкции ледокола состоит в том, что его можно переоборудовать в крейсер. На баке перед рубкой установлена РЛС управления огнем съемной артиллерийской установки МР-123.


«Ямал». Спущен на воду в 1993 г. Стал 12-м судном, достигшим Северного полюса. Совершил больше всех - 46 рейсов - в данном направлении, включая спецрейс для встречи третьего тысячелетия.


«50 лет Победы». Самый современный и большой атомный ледокол. Сдан в эксплуатацию в 2007 г. В ходе первых испытаний продемонстрировал надежность, маневренность, а также невероятную для ледоколов скорость - 21,4 узла.






автор