В бой идут одни штрафники. Правда и вымысел о штрафбатах и заградотрядах

В кино нас уверяют, что Великую Отечественную войну выиграли уголовники из штрафных батальонов, которым в спину стреляли палачи из заградотрядов

Александр ПЫЛЬЦЫН

Из-за таких фильмов, как «Штрафники» Льва ДАНИЛОВА и «Штрафбат» Николая ДОСТАЛЯ, где сыграли звезды отечественного кино, может создаться впечатление, что Великую Отечественную войну выиграли уголовники из штрафных батальонов, жиденько разбавленные репрессированными офицерами, которым в спину стреляли палачи из заградотрядов. Самое время развенчать подобные небылицы.

- Досталю, заявившему, что Гитлер лучше Сталина, «потому что Гитлер уничтожал чужие народы, а Сталин - свой», и всяким гозманам-сванидзе плевать на истину, - считает 92-летний Александр Пыльцын, бывший командир роты 8-го Отдельного штрафного батальона, добровольно прослуживший в нем два года вплоть до Победы. - Мы считали, что офицерские штрафбаты - это были фактически элитные войска. Самые упорные, самые надежные. Поэтому никогда заградотрядов за ними не было. И уголовников в них не было. Командирами рот назначались только боевые офицеры, а не воры в законе, как выдумал сценарист Володарский.

Ленинградский историк Игорь Пыхалов провел колоссальную архивную работу, подтвердил слова Пыльцына и с цифрами опроверг мифы о штрафниках и заградотрядах.

 

Серия диорам художника Михаила БОРИСОВА «В прорыв идут штрафные батальоны» позволяет зрителю почувствовать накал рукопашной схватки

 

МИФ 1.

У побывавших в плену и вышедших из окружения бойцов практически не было шансов пройти проверку НКВД и миновать ГУЛАГ или штрафбаты.

По сводным данным спецлагерей, с октября 1941 г. и до 1 марта 1944 г. проверку проходили 44 784 офицера и 256 208 рядовых и сержантов, побывавших в плену, и 11 602 военнослужащих, вышедших из окружения. Всего 312 594 человека.  В среднем из рядового и сержантского состава благополучно проходили проверку свыше 91 процента бойцов. К офицерам относились много жестче. Свыше трех процентов арестовывали, около 30 процентов, а с лета 1943 г. и до осени 1944 г. 36,09 процента в среднем ежемесячно направлялись в штрафбаты. Но более 60 процентов проверку проходили. Из них почти две трети возвращались в армию, остальные направлялись в конвойные войска, в оборонную промышленность или в госпитали.

 

 

МИФ 2.

Создавались тысячи неофицерских штрафбатов, в которых сложили головы миллионы штрафников.

Эти «неоспоримые» миллионы подсчитаны так. После выхода сериала «Штрафбат» Эдуард Володарский неоднократно заявлял, будто в войну у нас были «тысячи штрафбатов». Но 27 октября 2010 г. в передаче «Линия жизни» он назвал их «уточненное» число - 980. Если его умножить на 800 - предельную численность батальона, установленную приказом № 227 («Ни шагу назад!») от 28 июля 1942 г., то получится, что в них могли служить 784 000 человек. Хотя в реальности бойцов могло быть гораздо меньше. Откуда же тогда миллионы? А вот откуда. Максимальный срок службы для «бойцов-переменников», как официально называли штрафников, был три месяца. То есть как минимум четыре раза в году их состав полностью обновлялся. А еще и воевали четыре года! Умножай не хочу. И записывай скопом в убитые. А кто проверит?

 

Бойцы смотрели смерти в лицо, надеясь выжить или погибнуть с честью

 

К ним добавляли якобы неучтенные батальоны, фигурировавшие хотя бы раз в чьих-либо воспоминаниях. Так, 2-я Гвардейская армия, согласно воспоминаниям украинского ветерана, обросла еще пятью неучтенными штрафными батальонами. Но никаких подтверждений эта информация не получила.

В среднем на протяжении всей войны в год воевали от силы 25 штрафных формирований, а вовсе не 65, поскольку из-за быстрого перемещения фронтов их просто не успевали создавать и укомплектовать или внезапно расформировывали. Доля штрафников достигала максимум 0,42 процента численности действующей армии.

В таблице приведена численность ежегодно направляемых штрафников согласно архивным отчетно-статистическим документам без учета состава штурмовых бригад 1941 г., куда тоже направлялись проштрафившиеся. Всего же через Советские Вооруженные Силы за время войны прошли 34 млн. 476 тыс. 700 человек. Но вклад в Победу 428 тыс. штрафников нельзя недооценить. Они выполняли самые сложные боевые задачи, и смертность их в 3 - 6 раз превышала уровень потерь обычных войск.

 

 

 

МИФ 3.

Сталин придумал заградотряды, в которые набирали тюремный сброд, за обещанную свободу расстреливавший своих при отступлении.

Заградотряды были еще в армии Петра I на случай дезертирства во время Полтавской битвы. В Гражданскую войну их создавали и белые, и красные. Были они и у Наполеона, и у Гитлера для предотвращения массового бегства с поля боя.

В СССР они появились в июле 1941 г. И по сей день никому из историков не удалось найти в архивах ни одного доказательства, что заградотряды стреляли на поражение по своим. Возможно, документы еще не открыты.

Вот что пишет Мансур Абулин, автор книги «160 страниц из солдатского дневника», комсорг батальона, доброволец, прошедший всю войну в составе минометной роты:

«Видел заградительный отряд при обстоятельствах весьма драматических. В районе высот Пять Курганов прижали нас немцы так, что драпали мы, побросав шинели, в одних гимнастерках. И вдруг наши танки, а за ними лыжники - заградительный отряд. Ну, думаю, вот она, смерть! Подкатывает ко мне молодой капитан-эстонец. Возьми, говорит, шинель с убитого, простудишься...»

 

«Штрафной батальон». Снимок знаменитого военкора. За строем тяжёлые танки КВ-1, и в руках у штрафников явно не михалковские черенки лопат

Из воспоминаний Героя Советского Союза Петра Лащенко, командовавшего дивизией в Курской битве:

«Заградотряды находились в удалении от передовой, прикрывали войска с тыла от диверсантов и вражеского десанта, задерживали дезертиров, которые, к сожалению, были; контролировали порядок на переправах, направляли отбившихся от своих спецподразделений солдат на сборные пункты. Но я не знаю, чтобы кто-нибудь из них стрелял по своим. Я запрашивал документы на этот счет, но таковых не нашлось».

- Теперь сочиняют небылицы те, кто знает о войне по картинкам, - говорит кавалер ордена Александра Невского Анатолий Ефремов. - Да, на угрожающих участках выставлялись такие отряды. Эти люди не какие-то изверги, а обычные бойцы и командиры. Играли они две роли. Прежде всего готовили оборонительный рубеж, чтобы отступающие могли на нем закрепиться. Во-вторых, пресекали паникерство. Когда наступил перелом в ходе войны, я не видел больше этих отрядов.

 

Штрафниками в небе командовал легендарный ас Иван ФЁДОРОВ. Чуть более полусотни пилотов на ИЛ-2 за три месяца уничтожили около 500 самолётов врага

Высшее командование часто ругало заградотряды за то, что при отступлении наших частей они сами вступали в бой, неся большие потери. Во время обороны Сталинграда заградотряд 62-й армии двое суток вел бой с превосходящими силами противника за оставленный нашими бойцами железнодорожный вокзал. 19 сентября 1942 г. командование 240-й стрелковой дивизии Воронежского фронта дало задание одной из рот заградотряда 38-й армии помочь частям зачистить рощу от группы немецких автоматчиков. Рота потеряла 31 бойца. Подобных примеров множество.

В силу специфических задач в заградотряды набирали лучших из лучших: образованных спортсменов-лыжников, борцов, пловцов, гребцов, альпинистов. А также охотников, лесников, милиционеров, пожарных. Преимущественно это были сибиряки и дальневосточники. Видимо, этим и объясняется миф «о тюремном сброде».

 

 

Сериал «Штрафбат» талантливо внушил молодёжи...

 

 

За что попадали в штрафбат

По данным Александра Пыльцына, с осени 1944 г. около 65 процентов штрафников составляли офицеры, побывавшие в плену, окружении или задержанные заградотрядами. Но были и другие случаи.

Один командир после боя, в котором его часть понесла большие потери, использовал пайки и водку, поступившие на убитых в этом бою солдат, чтобы помянуть их в минуту затишья. Его обвинили в разбазаривании продовольственного имущества и дали месяц в штрафном батальоне.

Для штрафников было характерно совсем другое поведение. Например, во время боевой операции батальон захватил грузовик противника, везущий немцам шнапс. Зима, холод, а тут такой трофей! Но штрафники просто расстреляли весь груз, чтобы избавить от искушения идущие следом строевые части.

Флотский офицер, начальник корабельных ремонтных радиомастерских, поймал по радио выступление Геббельса. И, подзуживаемый коллегами, перевел его речь на русский. Получил месяц за содействие немецкой пропаганде.

Раненый лейтенант попал в госпиталь, расположенный не так уж далеко от его дома. Написал жене, мол, приезжай. Жена не торопилась, муж заподозрил неладное. И сбежал домой с оружием. Застал жену в постели с любовником. Ну и рассчитался с ними по-фронтовому - обоих застрелил. Попал в штрафбат на три месяца.

Летчик по фамилии Смешной не смеялся, когда один из его подчиненных вдруг начал в воздухе совершать трюки. В итоге разбил машину и сам погиб. За отсутствие в группе настоящей дисциплины Смешного определили в штрафбат на два месяца.

 

...будто вместе с искупавшими вину лейтенантами воевали отмороженные уголовники

Нельзя простить

В книгах Александра Пыльцына много боли и гордости за штрафников. Но один случай он не может простить командирам. Перед самой Победой большинство бойцов его штрафной роты под Берлином подорвались на минном поле. Хотя саперы сказали, что мин на нем вообще нет.

- Так до конца войны меня и мучили сомнения: нет ли в том моей вины? И вот полгода спустя комбат (уже к тому времени полковник) Батурин на батальонном празднике под Берлином 9 мая 1945-го открыл мне тайну. Он сказал мне по секрету, что тогда по приказу генерала Батова нашу роту преднамеренно пустили на минное поле. Войска Батова несли там большие потери. Вот, наверное, генерал и решил за счет штрафников разминировать поле для наступления своих войск.

Молодые красноармейцы считали отступление позором, и в комсомольских билетах клялись исполнить приказ Сталина «Ни шагу назад»