Михаил Хазин: Надо не бить по Эрдогану, а открыто с ним договориться

Политика нашего Центробанка вызывает всё больше недоумения

Политика нашего Центробанка вызывает все больше недоумения


Интернет переполнен текстами о сбитом российском самолете. Некоторые из них я даже прочитал. И должен сказать, что все эти тексты произвели на меня достаточно мрачное впечатление, поскольку практически все они отличаются двумя важными особенностями.


Первое: они все сиюсекундные.
«Самолет – только повод, который должен заставить Путина действовать»
То есть, например, в них пишут, что нужно немедленно, жестко и агрессивно ответить Турции. Ответить действительно нужно. Но – где анализ наших интересов, интересов Турции, кто в чем заинтересован?
Последнее принципиально важно, для пояснения этого момента приведу только одну фразу из нашего последнего политического обзора западной прессы:
«Другое дело, что, несмотря на все пропагандистские усилия, перессорить Эрдогана с Путиным так же, как его перессорили с Пересом, не удалось».
Иными словами, за неделю до инцидента с самолетом довольно много людей понимали, что события, направленные на разрушение стратегического взаимодействия России и Турции, непременно произойдут. Они и произошли – но тем важнее, прежде чем «наезжать», разобраться по существу – кто, в чем и когда заинтересован.






Тайип ЭРДОГАН. Фото: ohrana.ru

Тайип ЭРДОГАН. Фото: ohrana.ru

Особенность вторая – во всех этих текстах полностью отсутствует то, что называется «системный подход».
Мышление авторов носит чисто «мозаичный» характер, они не связывают различные события в мире, от визита принца Гарри в США до активности Нетаньяху.
Собственно, именно для того, чтобы у людей появилось представление о том, как эти события связаны, мы и начали делать свои обзоры. Однако каждый раз, натыкаясь на полное непонимание того факта, что практически все политические события в мире являются проявлениями сложных и глубоких процессов, которые далеко не всегда лежат на поверхности, я несколько расстраиваюсь.
К сожалению, эта ситуация видна не только в обсуждении событий, но и в самой нашей государственной политике. Проявляя некоторую жесткость (так и хочется сказать «имперскую») в отдельных аспектах внешней политики, мы одновременно демонстрируем не меньшую, а то большую доступность и слабость в политике внутренней, особенно экономической.
В частности, полновластье МВФ в определении политики нашего Центробанка все больше и больше вызывает недоумение у очень многих людей. Демонстрируя на Западе, что мы – это не они, и их «либерализм» – это плохо, мы железной рукой внедряем у себя все «прелести» этого самого либерализма.
Как ни странно, выиграть мы можем. Теоретически, конечно. Не на поле битвы, конечно (как правильно отметил Обама, не может выиграть войну страна, экономикой которой управляет ее противник), но на поле идеологии. Но для этого нужно, во-первых, избавиться от откровенных сторонников уже практически открыто названных врагов, а во-вторых, сделать правильные идеологические выводы.






Михаил ХАЗИН. Фото Сергея ШАХИДЖАНЯНА/«Комсомольская правда»

Михаил ХАЗИН. Фото Сергея ШАХИДЖАНЯНА/«Комсомольская правда»

Один из них уже Андрей Девятов: если наши враги хотят рассорить нас с Турцией, то правильный шаг в текущих условиях – не бить по Эрдогану, а попытаться с ним открыто договориться. Другое дело, что «пятая колонна», которая есть не только в интернете и в правительстве, будет этому активно противодействовать.
Но в любом случае самый главный ход, который можно сделать, – это открыто говорить о том, какова наша стратегическая позиция. И все остальные обсуждения прямо к ней приводить.
Это позволит и избежать мозаичности мышления, и справиться с врагами, которые прикидываются патриотами, и, наконец, четко и внятно показать, что задача нашего правительства и ЦБ на сегодня – не развитие России, а ее уничтожение.
Кстати, сами наши «либералы» в этом месте придумали очень хорошую позицию, мол, мы наследники «западников» XIX века. Это ложь – поскольку «западники» того времени были патриотами, а не компрадорами, сама мысль пользоваться инструкциями МВФ (ну, тогдашних его аналогов) как истиной в последней инстанции была бы для них дикой. И с этой их манерой тоже нужно бороться.
В общем, собственно про самолет я практически ничего и не написал. Поскольку уже почти очевидно, что он – только повод, который должен заставить Путина действовать. Я уже говорил об этом, но повторю еще раз: времени стоять на распутье у Путина уже нет.



автор