Какое государство самое бандитское
Губернаторов-коррупционеров в США не успевают сажать. А в полиции Нью-Йорка - сплошь оборотни в погонах!
Чем для вас является новость о разоблачении связей высокопоставленных сотрудников Следственного комитета РФ с вором в законе Шакро Молодого — свидетельством поголовной коррупции или, наоборот, непримиримой борьбы с ней?
Второй вариант предпочитаем мы, имперцы. Для либералов вроде Антона Носика любое громкое уголовное дело — лишь повод назвать Россию бандитском государством. И, конечно, соврать.
Когда наши либералы называют Россию бандитским государством, то имеют в виду, что другие страны не поражены ни коррупцией, ни криминалом. А иначе, почему бандитской объявляется именно Россия? Вздыхали бы абстрактно: ах, как несправедливо устроен мир.
Но стоит нам, оппонентам, попытаться сравнить Россию с другими странами, они тут же начинают причитать до боли знакомое: их не интересует, как у других — им подавай идеальное общество именно здесь. И сейчас.
Эта хитрость известна и довольно хорошо изучена.
Ибо никто в мире не может справиться с коррупцией — это явление хотя и отвратительно, но все же интернационально. И связано не с путинским или ельцинским режимом (хотя при Ельцине коррупции было больше), а с самим институтом государства. И с институтом государственных чиновников, мимо которых постоянно пробегают баснословные суммы обезличенного бюджета.
Мимо французских чиновников, испанских, польских, американских, новозеландских пролетают миллиарды долларов и евро. Протяни руку и обязательно ухватишь малую толику. И ухватывают, конечно, — за государственный заказ, за мягкий приговор. Да мало ли за что.
И у нас в России тоже полно казнокрадов и взяточников, кто ж спорит. Но говорить о моей стране как об уникальном, единственном в своем роде бандитском государстве — мягко говоря, неприлично.
Соединенное Королевство
О внутреннем расследовании Скотланд-Ярда 2003 года под кодовым названием операция «Тиберий» стало известно The Independent совершенно случайно, и только в 2014 году. После утечки секретного доклада, подготовленного строго для служебного пользования.
Как оказалось, самые отъявленные гангстеры Британии скомпрометировали несколько государственных структур, в том числе Налоговое и таможенное агентство Ее Величества (Her Majesty's Revenue and Customs), Королевскую прокуратуру, полицию лондонского Сити и пенитенциарную службу. Скандал остался неизвестным общественности, хотя подорвал основы уголовного правосудия, а также суда присяжных и юридическую профессию в целом.
Полиция контролировала большую часть преступного мира. Однако контроль был (а может, и остается) взаимным — в свою очередь, бандиты чувствовали себя своими людьми в Новом Скотланд-Ярде, открывали дверь ногой в его кабинеты. Были случаи, когда преступники выходили из тюрьмы за 50 тысяч фунтов стерлингов. В ход шли подкупы присяжных, полицейских и адвокатов. Авторы доклада считают, что правосудию нанесен непоправимый ущерб:
«Трудно представить больший вред, чем тот, что нанесен».
«Рак разъедает правосудие, лекарство от недуга будет найти нелегко. Возможно, мы должны начать с признания, что пациент болен».
«Полиция не имеет никакого желания решать эту проблему. Если бы скандал вышел в эфир в открытом судебном заседании, то стал бы слишком разрушительным [для британского правосудия]».
Неизвестно, какие тайные расследования проводят в наши дни спецслужбы Ее Величества или департаменты внутренней безопасности правоохранительных органов Великобритании. О них если и станет известно, то через несколько лет. Но утечки может и не быть.
Станет ли теперь Антон Носик считать Объединенное Королевство бандитским государством?
Соединенные Штаты Америки
Губернаторы, осужденные за совершение коррупционных преступлений.
Род Благоевич, губернатор штата Иллинойс с 2003 по 2009 гг. Отстранен от должности за коррупцию — вымогал взятки за политические назначения, в том числе за вакантное место в Сенате США (освобожденное, между прочим, Бараком Обамой, избранным президентом). Был признан виновным и в 2011 г. приговорен к 14 годам заключения в федеральной тюрьме, где сейчас и находится.
Род Благоевич — четвертый губернатор штата Иллинойс, оказавшийся в тюрьме. До него были:
Отто Кернер в 1973 году был признан виновным в почтовом мошенничестве, сговоре, даче ложных показаний. Приговорен к трем годам заключения в федеральной тюрьме в Чикаго и оштрафован на 50 тыс. долларов. Вышел на свободу из гуманных соображений (рак) в 1974 году.
Дэн Уокер в 1987 году был приговорен к четырем годам лишения свободы за банковское мошенничество, три года за дачу ложных показаний, а также условно за ложные финансовые отчеты. Все три приговора должен был отбыть последовательно. В 1987 году, по сообщениям СМИ, Уокер получил более миллиона долларов мошеннических кредитов для своего бизнеса и ремонтных работ на своей яхте «Леди губернатора», но в рамках соглашения о признании вины обвинение по этому пункту предъявлено не было. Выпущен из тюрьмы в 1989 году по состоянию здоровья.
Джордж Райан в 2003 году был обвинен в рэкете, взяточничестве, вымогательстве, отмывании денег и налоговом мошенничестве. Приговор оглашен в 2006 году: шесть с половиной лет лишения свободы. Отбыл срок полностью.
Рэй Блэнтон , губернатор штата Теннесси с 1975 по 1979 гг. Помиловал сына своего приятеля, который убил свою жену и ее любовника (еще до помилования, Блэнтон позволил осужденному жить вне тюрьмы и служить в качестве государственного фотографа). Чтобы скрыть избирательность, помиловал еще 20 убийц. Впрямую губернатора в получении взятки за помилования не обвиняли (хотя подозрения оставались), зато было доказано, что этим промышляли чиновники из его администрации. В 1981 году был осужден на 22 месяца за почтовое мошенничество, сговор и вымогательство при продаже лицензий на спиртные напитки.
Эдвин Эдвардс, губернатор штата Луизиана с 1992 по 1996 гг. Подозревался в даче взятки конгрессмену (20 тыс. долларов) и, наоборот, в получении взяток у предпринимателей — 845 тыс. долларов за организацию тюрьмы для несовершеннолетних и 400 тыс. долларов за лицензию на открытие казино.
Эдвардс был признан виновным в вымогательстве, отмывании денег, мошенничестве с использованием почты и просто в мошенничестве. Отсидел в тюрьме с 2002 по 2011 гг.
Пикантная деталь: в июне 2005 года экс-супруга экс-губернатора была арестована за угрозы полицейскому, который остановил ее машину. Она кричала стражу порядка: «Да ты знаешь, кто я такая?» Чем-то напомнила жену представителя Чечни в Москве, которого потом отозвали в Грозный за подобные угрозы.
До Эдвардса в Луизиане был осужден Ричард Лече, губернатор штата с 1936 по 1939 гг. Приговорен к 10 годам за использование почты с целью обмана.
Дэвид Холл, губернатор штата Оклахома с 1971 по 1975 гг. Через три дня после ухода с должности в 1975 году был обвинен в рэкете, взяточничестве и вымогательстве, которыми занимался на посту губернатора. Осужден на три года, из которых отсидел 19 месяцев. Освободился в 1978 году.
Марвин Мандель, губернатор штата Мэриленд с 1969 по 1979 гг. Осужден в 1977 году вместе с пятью подельниками за мошенничество с использованием почты и вымогательство. Мандель получил взятку и помог своим друзьям заработать деньги на сделке с гоночной трассой.
Джон Г.Роуланд, губернатор штата Коннектикут с 1995 по 2004 гг. Обвинен в коррупции и мошенничестве с использованием почты. В 2004 году признал себя виновным, а в 2005 году был приговорен к одному году тюрьмы, четырем месяцам домашнего ареста, трем годам испытательного срока и общественным работам.
Дон Сигелман, губернатор штата Алабама с 1999 по 2003 гг. В 2006 году суд присяжных признал Дона Сигелмана виновным во взяточничестве, преступном сговоре и мошенничестве с использованием почты. Приговор: семь лет тюрьмы и 50 тыс. долларов штрафа. В 2008 году он был освобожден вышестоящей инстанцией, но в 2009 году вновь посажен в тюрьму.
Судебная тяжба идет до сих пор — Сигелмана то сажают, то выпускают. В настоящее время экс-губернатор Алабамы отбывает наказание в одиночном заключении в федеральном исправительном учреждении в Окдейл, штат Луизиана.
Это только губернаторы. Куда более обширный список коррупционеров-законодателей. Не менее внушителен список федеральных чиновников США, осужденных за совершение коррупционных правонарушений. А количество местных чиновников, осужденных за коррупцию, счету не поддается.
Неудивительно, что три четверти американцев воспринимают коррупцию как широко распространенное явление в правительстве.
Не возникло желание назвать Соединенные Штаты Америки бандитской страной? Ну, тогда можно ознакомиться с о статьей
Израиль
Однако Антон Носик, как известно, гражданин Израиля. И ему должно быть хорошо известно, как в его стране борются с коррупцией. Борются, в общем, неплохо — не хуже, чем в России. Но, как и в России, кое-где у них порой честно жить не хотят.
Я имею в виду не только премьер-министра Эхуда Ольмерта, который сел тюрьму по обвинению в коррупции, — этот факт известен очень хорошо.
Сравнительно недавно был арестован бывший депутат Кнессета от партии «Ликуд», а ныне владелец собственной строительной фирмы Михаэль Горловский. Его подозревают в получении 8 млн долларов взятки от Национальной дорожной компании.
Еще раз: восемь миллионов долларов.
Главная улика — блокнот одного аккуратного взяточника, который скрупулезно записывал все свои траты: когда, кому и сколько. Мелькают суммы в полторы тысячи долларов, в две, в три, фамилии десятков чиновников разного уровня. Дело обещает стать громким.
В конце 2014 года была выявлена ловкая коррупционная схема в министерстве внутренних дел и минсельхозе: государственные средства передавались в неправительственные фонды, а потом распределялись среди госчиновников.
Пилились, если по-нашему. В деле замешана замглавы МВД Фаина Киршенбаум и бывший министр туризма Стас Мисежников. В деле фигурируют десятки человек, следствие продолжается.
Не сомневайтесь, в Израиле хорошо знают, что такое откат — не хуже, чем у нас. Но, пожалуй, самый странный и совсем не похожий на российские реалии случай — восстановление в должности министра внутренних дел Арья Дери.
Стал он им в 29 лет в далеком 1988 году. Потом карьера этого способного чиновника делала всевозможные кульбиты, но Дери все равно оставался на высших государственных постах.
Однако в 2000 году министр попался на взятке в 155 тыс. долларов и потерял все должности в правительстве, Кнессете и в ультраортодоксальной партии ШАС.
Обвинение — приговор три года — тюрьма. В любой стране бывшему взяточнику дорога в политику была бы закрыта навсегда. Но только не в Израиле.
Арья Дери свои три года не отсидел, а был выпущен за примерное поведение в 2002 году. Около десяти лет о нем не было слышно, но в 2013 году он вдруг опять был избран в парламент.
Разумеется, прошлое политику немного мешало — например, в 2014 году на израильском телевидении был показан ролик, где очень уважаемый раввин называет Арья Дери развратником и вором. Но, прямо скажем, мешало не сильно: в прошлом году политик возглавил список ШАС на мартовских выборах и прямо-таки ворвался в Кнессет.
Вскоре Дери был назначен министром экономики и министром развития Негева и Галилеи в новом правительстве. А 11 января 2016 года опять стал министром внутренних дел.
Вы можете себе представить такую ситуацию в России? Был министром, попался на взятке, отсидел, а потом опять вернулся на ту же должность. Я вот, например, не могу.
Судя по опросам, местному люду, периодически читающему в газетах о похождениях чиновников, присосавшихся к власти, тоже не нравятся казнокрады. Которые засели в Кнессете, правительстве, в районных администрациях, где тихо обтяпывают свои делишки и пилят многомиллионные откаты. В итоге 72 процента израильтян считают, что их страна коррумпирована и совсем не доверяют ни правительству, ни парламенту.
Коррупционных скандалов в Израиле так много, что его можно было бы сравнить даже не с Россией, а с Украиной. Но Антону Носику и в голову не придет называть свою двоюродную страну бандитским государством, верно?
Примечательно, что американцы, израильтяне и россияне примерно одинакового мнения о коррупции в своей стране. В США, как я уже говорил, 75 процентов опрошенных соцслужбой Gallup считают, что коррупция во власти очень широко распространена. В Израиле — 72 процента. В России, если верить опросу Левада-центра (а больше ни одной социологической службе наши либералы не верят), — 76 процентов.
Как ни крути, во всех трех странах — примерно по три четверти населения. Но почему-то бандитской страной объявляется только Россия.
Я уже не раз говорил, что мне категорически не нравится пещерный антисемитизм. Но, должен признаться, пещерная русофобия мне тоже не по душе.