Французские левые пытаются объединиться против Ле Пен и Фийона
При определенных раскладах во Франции может появиться президент-социалист.
Кандидат в президенты Франции Жан-Люк Меланшон опубликовал обращение к одному из своих соперников Бенуа Амону. В этом послании 65-летний Меланшон призывает 49-летнего конкурента прекратить соперничество и выработать общую программу. Между строк легко читается просьба к Амону уступить старшему товарищу и выйти из предвыборной гонки.
Необходимо пояснить, в каком контексте идут эти переговоры и что они означают.
Продолжается подготовка к президентским выборам во Франции, которые могут иметь для мира такое же значение, как победа Дональда Трампа, а для Европы – как Brexit. Сразу пять кандидатов имеют за собой поддержку более чем 10% избирателей. Это – в порядке снижения рейтинга – Марин Ле Пен (глава правой партии «Национальный фронт»), Франсуа Фийон (экс-премьер, «Союз за народное движение»), Эммануэль Макрон (экс-министр экономики, движение «Вперед»), Жан-Люк Меланшон (экс-министр профобразования, «Левый фронт») и Бенуа Амон (Социалистическая партия). Интересно, что за год до выборов фаворитами считались Ле Пен, Франсуа Олланд и Николя Саркози, но двое последних вынуждены были выйти из гонки ввиду полного отсутствия шансов на успех.
На момент написания этой статьи французы распределяют свои симпатии так: Ле Пен – 26-27%, Фийон – 25%, Макрон – 18–20%, Меланшон – 13–15%, Амон –6–8% (РИА Новости, впрочем, приводит цифры, согласно которым Амон имеет 14%, а Меланшон – 12% поддержки избирателей). Предвыборные опросы всегда грешат неточностью, но понятно, что если Меланшон и Амон, программы которых весьма схожи, объединят усилия и избирателей, то они вплотную приближаются к фаворитам выборов.
Ле Пен аккумулирует вокруг себя правый протестный электорат, озлобленный на Евросоюз и мигрантов. За опытного аппаратчика Фийона проголосуют консерваторы по натуре – те, кого и так все устраивают. За 39-летнего Макрона – амбициозная белая молодежь. А объединенный Амон–Меланшон может сплотить традиционно сильных во Франции левых, с заметной вероятностью выйти во второй тур и при удачном раскладе побороться за президентство. Поодиночке ни Амон, ни Меланшон шансов на второй тур почти не имеют, а значит, договариваться после первого будет слишком поздно.
Практически нет сомнений в том, что Марин Ле Пен станет лидером после первого тура предстоящих президентских выборов. В то же время она не наберет 50% голосов, достаточных для немедленной победы, а значит, ей предстоит участие во втором туре, где она встретится с наиболее успешным из остальных кандидатов. При этом судьбу второго тура фактически решают как раз выбывшие претенденты на пост – так, в 1996 году только неожиданная поддержка со стороны получившего высокий пост Александра Лебедя (третье место в первом туре) позволила Борису Ельцину выиграть второй тур у Геннадия Зюганова.
Французские политологи полагают, что Амон с Меланшоном все-таки не договорятся о снятии одной из кандидатур и совместной работе на выборах. Между тем победа левого президента могла бы здорово спутать карты нашему стремительно правеющему миру.