Элвира Ковач: «Украинизация венгров Закарпатья – большая ошибка киевских властей»

Элвира Ковач
Элвира Ковач
Сегодня националистическая Украина делает все, чтобы венгры, проживающие на самом западе страны, либо ассимилировались, либо уезжали

Им не дают учиться в школах на родном языке, а бандеровцы и СБУ постоянно их терроризируют. Эта ситуация вызывает озабоченность не только у официального Будапешта, но и у мадьяров в других европейских государствах. В эксклюзивном интервью депутат парламента Сербии от венгерской общины Элвира Ковач рассказала о преступной политике Киева по отношению к венграм.

- Элвира, какие проблемы у венгров в Сербии сегодня?

- Сейчас ситуация намного лучше, чем раньше. В том числе благодаря хорошим отношениям Белграда и Будапешта. Основная проблема – плохое экономическое положение в стране. Работу найти можно, но зарплаты настолько низкие, что многие люди уезжают работать за границу. Многие венгры из Сербии перебираются в Венгрию, другие страны Евросоюза по чисто экономическим причинам.

- Что ждет сербских мадьяров в ближайшей перспективе?

-  У меня нет надежды на светлое будущее для нашей общины, потому что количество людей моей национальности уменьшается. В том числе из-за смешанных браков. Хотя мы все еще вторая по численности народом в стране. Последняя перепись была в 2011 году, к сожалению, по ее итогам количество венгров существенно снизилось – до 250 тысяч человек, а в 2002 было почти 300 тысяч.

- Есть ли сейчас среди венгров Сербии сторонники сепаратизма, которые хотели бы присоединить автономную область Воеводину к Венгрии?

- Нет. Сепаратизма нет. У нас сегодня нет никаких проблем ни с сербским государством, ни с титульным народом. В том числе и потому, что среди наших стран очень хорошие межгосударственные связи. И мы тут уважаемый народ. Венгры в данный момент симпатизируют правительству Виктора Орбана. Он самый популярный политик среди венгров как внутри Венгрии, так и тут, в Сербии. Может быть кому-то хочется, чтобы опять была Великая Венгрия в больших границах до Первой Мировой войны, но никаких реальных тенденций или стремлений у людей к этому нет. Да, автономия Воеводины очень важна для нас, но мы сейчас не выступаем за то, чтобы отделить какие-то части от сербского государства.

- Что можете сказать о политике Украины, которая ассимилирует и выгоняет венгров в Закарпатской области?

- Я говорила об этом и в парламенте Сербии и в Парламентской ассамблее Совета Европы, принятие закона об образовании на Украине, который сделал невозможные обучение детей на венгерском языке, – это катастрофическая ошибка украинских властей. Понятно, что все граждане в нынешней Украине должны знать государственный язык. Мы тут тоже в Сербии должны изучать сербский, но тут у нас изменили способ преподавания, а не полностью отменили возможность получать знания на венгерском, как это сделал Киев. Понятно, что он предпринимает это в первую очередь против русских, но таким способом затрагиваются и все другие национальные меньшинства, которые проживают в украинском государстве. Но ведь на Украине много народов, а не только украинцы.

- Так зачем Киев это вообще делает? Ведь было понятно, что из-за этого закона об образовании Украина будет иметь проблемы со странами ЕС?

- Сложно сказать. Конечно, русские для них были основной целью. Может быть боятся это делать только исключительно по отношению к ним. Но меня удивляет, как власти Венгрии и их министерство иностранных дел борются за своих людей в Закарпатье, даже блокируют международное сотрудничество с Украиной. Настолько Будапешт тверд в своей позиции! Это, конечно, вызывает уважение.

- Что, думаете, будет дальше с венграми на Украине?

-  Не могу сказать точно, но я часто встречаюсь с представителями венгерской общины Украины, и они мне рассказывают грустные новости. Например, в помещения их партии украинские националисты постоянно бросают «коктейли Молотова» и обливают краской памятники и таблички на нашем языке. Украина, к сожалению, не хочет выполнять решения международных организаций. Если Киев когда-то хочет стать членом Европейского Союза, то он должен выполнять все требования европейских структур, которые не позволяют ассимиляцию и выдавливание нацменьшинств.

- Как вы считаете, Сербия все-таки войдет в Европейский Союз?

- Да, но этот процесс не будет быстрым. Через несколько лет сербское государство обязательно вступит в ЕС. Сейчас есть проблемы из-за ситуации вокруг Косово. Существуют недостатки в Сербии, которые касаются прав человека. Но это все можно решить.

- Как венгры относятся к России?

- Венгры, и в Сербии, и в Венгрии, больше ориентированы на Запад. Но у нас всегда были хорошие отношения с Россией. В том числе и потому, что страны Восточной Европы зависят от РФ энергетически. Вашего президента многие уважают, видят в нем сильного лидера.






Серб и молот. Ситуация в последней независимой стране на Балканах повторяет события 25-летней давности
«Нас прижали к стенке»: Сербия может войти в состав России по результатам референдума