Кто должен отпугивать от самолетов птиц с мусорных свалок?

Авария с самолетом в Жуковском. Фото: depositphotos.com

«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня утром самолет Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» совершил жесткую посадку в районе аэропорта Жуковский после возгорания двигателя при взлете. Как выяснилось позже, причиной возгорания стали птицы, обитающие на свалках по соседству и попавшие в двигатель. Сегодня мы разберемся, насколько вообще птицы опасны для самолетов и кто должен отпугивать от аэропортов птиц с мусорных свалок?

Версию с птицами, ставшими причиной возгорания двигателя самолета Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», который вылетал из подмосковного аэропорта Жуковский, начали обсуждать сразу же после появления в социальных сетях видео аварии.

Да, попадание птиц в турбину двигателя — явление частое и ничего удивительного в этом нет. Однако, в случае с аэропортом Жуковский дело в том, что птиц там огромное количество из-за местных свалок. А значит, проблема имеет системных характер.

Один из слушателей радиостанции «Говорит Москва» Армен, например, рассказал, что в зоне крушения А-321 находится большая свалка. Видимо, имеется в виду полигон ТБО, а также свалка, в которую превращены берега озера Глушица.

«У меня там дача прямо рядом со взлетно-посадочной полосой, которая в Жуковском. Я был на даче. Там рядом большая свалка, там столько этих чаек летает. Огромное количество. Я не знаю, как там самолеты летают вообще, как не сталкиваются».

А в анонимном Телеграмм-канале «Незыгарь» и вовсе написали, что вопрос о безопасности полетов из Жуковского обсуждается не в первый раз, и все из-за тех же свалок и птиц. Якобы, аэропорт открыли, что называется, на скорую руку, забыв решить «сопутствующие проблемы».

И, действительно, интерактивная карта свалок показывает, что в районах городов Жуковский, Раменское, Люберцы, и вообще на юго-востоке Москвы, очень большое количество свалок.

С одной стороны — не самое подходящее место для аэропорта. С другой — раз он уже построен, нужно работать с тем, что есть. Но кто и как должен защищать аэропорт от птиц?

Кто отвечает за защиту воздушного пространства от птиц?

Ежегодно ICAO (международная организация гражданской авиации) регистрирует порядка 5400 столкновений воздушных судов с птицами, которые наносят существенный урон авиакомпаниям по всему миру. Поэтому во всех крупных аэропортах работает так называемая орнитологическая служба, в обязанности которой и входит отпугивать птиц от самолетов.

В аэропорту Домодедово, например, такая служба появилась еще в начале 1980-х годов. Основная задача борцов с птицами — предупреждать их появление, выявлять места скопления и заботиться о том, чтобы на 150 метров от поверхности земли при взлете самолета и 60 метров при посадке никаких птиц вокруг не было.

Средства используют разные: пиротехнику, баоакустические установки, отпугивающие светящиеся шары и самый современный и безопасных метод — ловчих птиц, таких, как ястребы.

«На земле же мы осматриваем территорию в радиусе 15 километров от аэропорта: фермы, поля, водоемы, свалки и другие места, привлекающие птиц», — рассказывает авиационный орнитолог Ника Рыжова-Аленичева изданию АфишаDaily.

Почему именно свалки представляют особую опасность для аэропортов?

Как отмечают эксперты, наиболее опасные виды пернатых для самолетов — чайки, куропатки и ястребы. При этом случаи попадания голубей, воробьев или ворон в воздушное судно практически отсутствуют, потому что это «умные птицы».

Ника Рыжова-Аленичева также утверждает, что самые самолетоопасные птицы — это цапли, гуси и серебристые чайки.

И так как куропаток, ястребов и цапель в Подмосковье не то чтобы много, остаются именно чайки. А они прежде всего обитают там, где есть чем поживиться, — на фермах, полях и свалках.

И если фермы и поля интересны чайкам исключительно в период сельскохозяйственных работ, то свалки актуальны для птиц круглый год. И именно они представляют наибольшую опасность для аэропортов по соседству.

«Помимо отпугивания орнитологи также занимаются осмотром попавших в самолеты птиц. Определяют их породу, составляют акт и направляют его в государственную инспекцию. На самом деле птицы часто попадают в самолеты — в турбину, фюзеляж, крыло, шасси и двигатели. В месяц у нас десятки таких случаев. Как правило, это не наносит машине особого вреда. А самые частые повреждения — гнутые лопатки двигателей. Правда, птицы после таких встреч не выживают», — рассказывает Ника Рыжова-Аленичева.

Есть ли в аэропорту Жуковский орнитологическая служба?

По сообщению агентства городских новостей «Москва», которому удалось связаться с пресс-службой аэропорта Жуковский, в аэропорту работает орнитологическая служба, но находится она в ведении Летно-исследовательского института им. М. Громова.

Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию для расследования причин аварии. Напомним, что после посадки в больницу были направлены 23 человека. В Минздраве РФ уточнили, что 22 гражданам помощь оказана амбулаторно, а госпитализация потребовалась только одной пассажирке.